111 Сезон
Element %d0%a1%d0%b0%d0%b9%d1%8f%d1%80Element %d0%93%d0%be%d0%bb%d1%83%d0%b1%d0%b0%d1%8f%20%d1%88%d0%b0%d0%bb%d1%8c%20%d0%9a%d0%b0%d1%80%d0%b8%d0%bc%20%d0%a2%d0%b8%d0%bd%d1%87%d1%83%d1%80%d0%b8%d0%bd%20%d0%a1%d0%b0%d0%bc%d1%8b%d0%b5%20%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d0%b8%d0%b5%20%d0%bf%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%ba%d0%b8%20 3 Element %d0%a2.%d0%9c%d0%b8%d0%bd%d0%bd%d1%83%d0%bb%d0%bb%d0%b8%d0%bd %20%d0%9c.%d0%a1%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d0%bc%d0%b6%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2%20 1 Element %d0%a2%d1%80%d0%b8%20%d0%b0%d1%80%d1%88%d0%b8%d0%bd%d0%b0%20%d0%b7%d0%b5%d0%bc%d0%bb%d0%b8%20 1 Element %d0%a9%d0%b5%d0%bf%d0%ba%d0%b8%d0%bd%d1%86%d1%8b%20 3 Element img774Element img783Element img794Element img796Element img798Element %d0%a1%d0%b2%d0%be%d0%b8%20%d0%bb%d1%8e%d0%b4%d0%b8%20%d1%81%d0%be%d1%87%d1%82%d0%b5%d0%bc%d1%81%d1%8fElement %d0%90%d0%bb%d1%8c%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d0%b0%d1%80%20 43 Element %d0%a9%d0%b5%d0%bf%d0%ba%d0%b8%d0%bd%d1%86%d1%8b%20 1 Element %d0%a9%d0%b5%d0%bf%d0%ba%d0%b8%d0%bd%d1%86%d1%8b%20 4 Element 003Element 1985 86Element img155%20 2 Element chaika 017Element element %d0%91%d0%b8%d0%ba%d1%87%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%b0%d0%b5%d0%b2%201%20 2 Element element element %d0%91%d0%b8%d0%ba%d1%87%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%b0%d0%b5%d0%b2%201%20 6
Становление профессионального татарского театра и труппа «Сайяр»

22 декабря 1906 года в Казани представителями прогрессивной молодежи был сыгран первый 

публичный спектакль на татарском языке. В этот день были представлены пьесы "Жалкое дитя" и "Беда 

из-за любви". Эта дата считается днем рождения татарского театра, хотя еще в конце XIX столетия 

были написаны первые татарские пьесы, которые ставились на сценах школ-медресе и домашних 

театров. 

Основателем первой профессиональной татарской театральной труппы является оренбургский учитель, 

многогранная личность Ильяс Кудашев-Ашказарский (1884-1942). Позднее в труппу был принят артист, 

режиссер Габдулла Кариев (1886-1920), ставший ее руководителем и еще при жизни названный "отцом 

татарского театра". В 1907 году в труппу пришла Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская (1885-1974) – 

первая в мире женщина-мусульманка, взошедшая на сценические подмостки. 

Труппа "Сайяр", т.е. "Передвижник" (так назвал труппу народный поэт Габдулла Тукай в 1908 году), с 

первых же шагов стала очагом распространения просвещения, культуры, демократических устремлений 

среди народа.

Начиная с 1911 года “Сайяр” работает в помещении Восточного клуба в городе Казани (ныне – здание 

Музея Татарского театрального искусства по улице Татарстан,д.8). В 1912 году из труппы “Сайяр” 

уходит С.Гиззатуллина-Волжская и создает в Уфе труппу «Нур» («Луч»); до революции возникает еще 

несколько татарских трупп.

В труппу “Сайяр” приходят новые силы: Гульсум Болгарская, Карим Тинчурин, Нагима Таждарова, 

Ашраф Синяева,. В афише наряду с шедеврами национальной классики (“Банкрот” Галиасгара Камала, 

“Первые цветы” Карима Тинчурина, “Галиябану” Мирхайдара Файзи, “Зулейха” Гаяза Исхаки и др.) 

произведения русской и зарубежной классики, Новой драмы. С театром сотрудничают композитор 

Султан Габяши, художник Сабит Яхшибаев, критик и переводчик Габдрахман Карам. 

Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного Октября и татарский театральный техникум

В 1922 году решением Наркомпроса из трупп “Сайяр”, “Нур”, «Ширкат» и фронтовых бригад 

формируется “Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного 

Октября”. Правительство Татарской республики приглашает возглавить театр ученика Габдуллы 

Кариева, драматурга, актера, театрального педагога и режиссера Карима Тинчурина (1887-1938).

В 1923 году в г. Казани открывается театральный техникум, педагогами которого становятся ведущие 

мастера татарской сцены. В 1926 году труппа пополняется первыми выпускниками техникума (Галия 

Булатова, Галия Нигматуллина, Галия Кайбицкая, Хаким Салимжанов и др.). 

Академический театр имени Галиасгара Камала и  сталинские репрессии

В 1926 году общественность республики отмечает двадцатилетний юбилей театра. Многие актеры 

удостаиваются званий заслуженных артистов республики, героев труда, а сам театр получает статус 

академического. 

В 1930 году театр участвует в Первой Олимпиаде театров народов СССР в Москве. Вторая половина 

1920-х – первая половина 1930-х годов проходят под знаком режиссерских поисков. 

В конце 1930-х годов, в период сталинских репрессий, театр несет огромные потери. Погибают в 

застенках НКВД драматурги Фатых Сайфи-Казанлы, Фатхи Бурнаш, Ахмет-Тажетдин Рахманкулов, 

Карим Тинчурин, выдающийся актер и режиссер Мухтар Мутин, подвергаются репрессиям режиссер 

Гали Ильясов, драматург Мирсай Амир; режиссер Гумер Исмагилов, спасаясь от ареста, навсегда 

покидает Казань. Многие драматурги отходят от писательской деятельностиНа татарской сцене на 

рубеже 1930-40-х годов начинают преобладать переводные пьесы зарубежной и русской классики. 

В 1939 году в честь 60–летия классика и родоначальника татарской драматургии и театра Галиасгара 

Камала театру присуждается его имя.

Военные и послевоенные годы

С началом войны театр активно обслуживает бойцов казанских госпиталей, актерские бригады 

выезжают в прифронтовую полосу. Многие актеры уходят на фронт. В годы войны в Казань в эвакуацию 

прибывает замечательный режиссер, ученик Вс.Мейерхольда  В.Бебутов. В Камаловском театре он 

ставит этапные спектакли по русской и зарубежной классике (“Гроза”, “Собака на сене”, “Король Лир”). 

Из спектаклей военного времени, созданных по произведениям татарских драматургов, выделяются 

“Хужа Насретдин”, “Марьям” Н.Исанбета и “Минникамал” М.Амира и др.

В 1949 году в Казань приезжает группа талантливых выпускников татарской студии ГИТИСа (Шахсенем 

Асфандиярова, Асия Галеева, Гаухар Камалова, Рафкат Бикчантаев, Празат Исанбет, Дэллюс Ильясов 

и др.). Вскоре наиболее одаренные актеры этой плеяды П.Исанбет и Р.Бикчантаев обращаются к 

режиссерской практике.

В 1956 году после ХХ съезда КПСС были реабилитированы славные имена К.Тинчурина и Ф.Бурнаша.  

Это обстоятельство помогло театру обрести “второе дыхание” и с честью выйти из кризиса. Актеры 

старшего поколения с воодушевлением принимаются за восстановление “Голубой шали” в 

режиссерском рисунке самого К.Тинчурина. С этого года и по сей день эта легендарная пьеса не сходит 

со сцены театра. В драматургию приходят новые силы: Хай Вахит, Шариф Хусаинов, Аяз Гилязов, 

Ильдар Юзеев и др.

В 1957 году в Москве проходит  Декада татарской литературы и искусства, по результатам которой 

театр награждается высшей наградой СССР – орденом Ленина, а Халиль Абжалилов первым из 

татарских актеров получает звание народного артиста СССР. 

В 1958 году спектакль “Без ветрил” К.Тинчурина в режиссуре Ш.Сарымсакова становится первым 

художественным произведением, удостоенным только что учрежденной Государственной премии имени 

Габдуллы Тукая. 

Эпоха Марселя Салимжанова

В 1961 году в театр возвращаются выпускники татарской студии училища имени М.Щепкина, ныне 

корифеи театра. Начинают писать для сцены их однокурсники, драматурги Туфан Миннуллин (1935-

2012) и Рабит Батулла (р.1937).

В 1966 году на должность главного режиссера приходит Марсель Салимжанов (1934-2002). С его 

именем связана славная пора зрелого театрального искусства Татарстана. С первых постановок 

становится ясно, что в театр пришел лидер, творец, утверждающий диктатуру режиссуры, умирающей в 

актерском искусстве. Спектакли 1960-80-х годов: “Миркай и Айсылу”, “Беглецы” Н.Исанбета, 

“Американец”, “Угасшие звезды”, “Казанское полотенце” К.Тинчурина, “День рождения Миляуши”, 

“Старик из деревни Альдермеш” Т.Миннуллина, “Приехала мама” Ш.Хусаинова, “Нашествие” Л.Леонова, 

“Бесприданница” А.Островского, “Три аршина земли” А.Гилязова и др. прочно входят в золотой фонд 

многонациональной театральной культуры России. 

В 1970-1980-е годы труппа театра пополняется  актерами–выпускниками Казанского театрального 

училища, Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, Высшего 

театрального училища имени М.С.Щепкина.

В 1975 году народным артистом СССР становится Фуат Халитов, в 1977 – Шаукат Биктемиров, в 1980 – 

Габдулла Шамуков, в 1984 – Марсель Салимжанов. В 1979 году драматург Туфан Миннуллин, актер 

Шаукат Биктемиров и режиссер Марсель Салимжанов за спектакль «Старик из деревни Альдермеш» 

удостоены Государственной премии РСФСР им. К.С.Станиславского. В 1985 году актер Ринат 

Тазетдинов удостаивается Государственной премии СССР, лауреатом Государственной премии России 

становится в 1991 году актриса Алсу Гайнуллина. Спектакли “Свои люди – сочтемся”, “Бесприданница”, 

“Минникамал”, “Три аршина земли”, “Как звезды в небе”, “Здесь родились, здесь возмужали” и другие 

становятся лауреатами и дипломантами Всесоюзных фестивалей и конкурсов. Вплоть до своей смерти 

великий реформатор татарской сцены М.Салимжанов продолжает ставить талантливые спектакли, 

масштабные полотна народной жизни – ярким примером является его последняя постановка 

“Баскетболист”.

Смена режиссерских генераций и современный этап

На рубеже 1980-90-х годов в театре происходит смена режиссерских поколений. В 1987 году режиссер 

Дамир Сиразиев ставит эпохальный спектакль “Плаха”, в котором находят отражение перестроечные 

думы и чаяния. В 1991 году в театр после учебы в ГИТИСе возвращается Фарид Бикчантаев, 

постановщик таких этапных спектаклей, как “Ромео и Джульетта”, “Домовой”, “Учитель танцев”, “Рыжий 

насмешник и его черноволосая красавица”, “Чайка”, “Три сестры”, “Черная бурка” и др. 

В 1995 году в Казанской государственной академии культуры и искусств состоялся первый актерский 

выпуск под руководством М.Салимжанова и Ф.Бикчантаева. 

Высокий уровень исполнительского искусства и постановочной культуры спектаклей позволил театру 

добиться успехов на многих театральных смотрах и фестивалях. В 1996 году театр впервые выступил 

за рубежом на Международном фестивале молодежных театров в г.Аугсбурге в Германии.

В 2001 году выдающийся режиссер М.Х.Салимжанов стал лауреатом премии “Золотая маска” в 

номинации “За честь и достоинство”. В 2002 году после смерти Марселя Салимжанова главным 

режиссером театра стал его ученик, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан и Российской 

Федерации, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Г.Тукая, профессор Фарид 

Бикчантаев, с 2011 года возглавляющий Союз театральных деятелей Республики Татарстан.

Театр активно гастролирует по России, ближнему и дальнему Зарубежью и завоевывает большой успех 

у зрителей Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Литвы, Латвии, Эстонии, Германии, Финляндии, 

Турции, Великобритании, Колумбии, Испании, Китая, Венгрии и др.

В 2014 году спектакль «Однажды летним днем» Йона Фоссе в постановке Ф.Бикчантаева номинируется 

на премию «Золотая маска».

С 1998 года театр проводит Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз», с 

2010 года – Международный театрально-образовательный форум «Науруз», с 2009 года – 

Всероссийский фестиваль молодой татарской режиссуры «Ремесло».

Учредителем театра является Республика Татарстан. Функции и полномочия учредителя от имени Республики Татарстан осуществляются Министерством культуры Республики Татарстан.