билеты
поиск
Ошибка

зэнгэр шаль

голубая шаль

Дорога — это универсальная метафора. Дорога — это и жизнь человека — путь от рождения к смерти. Это и стремление к цели, и преодоление препятствий. Дорога — это универсальная метафора. Дорога — это и жизнь человека — путь от рождения к смерти. Это и стремление к цели, и преодоление препятствий.

зэнгэр шаль

голубая шаль

Дорога — это универсальная метафора. Дорога — это и жизнь человека — путь от рождения к смерти. Это и стремление к цели, и преодоление препятствий. Это...

зэнгэр шаль

голубая шаль

Дорога — это универсальная метафора. Дорога — это и жизнь человека — путь от рождения к смерти. Это и стремление к цели, и преодоление препятствий. Это...

зэнгэр шаль

голубая шаль

Дорога — это универсальная метафора. Дорога — это и жизнь человека — путь от рождения к смерти. Это и стремление к цели, и преодоление препятствий. Это...

зэнгэр шаль

голубая шаль

Дорога — это универсальная метафора. Дорога — это и жизнь человека — путь от рождения к смерти. Это и стремление к цели, и преодоление препятствий. Это...

5 элементов
cart-item

Памятные медали Татарстана. ТГАТ имени Галиасгара Камала

3 шт., 800 ₽

cart-item

Памятные медали Татарстана. ТГАТ имени Галиасгара Камала

3 шт., 800 ₽

cart-item

Памятные медали Татарстана. ТГАТ имени Галиасгара Камала

3 шт., 800 ₽

cart-item

Памятные медали Татарстана. ТГАТ имени Галиасгара Камала

3 шт., 800 ₽

cart-item

Памятные медали Татарстана. ТГАТ имени Галиасгара Камала

3 шт., 800 ₽

cart-item

Памятные медали Татарстана. ТГАТ имени Галиасгара Камала

3 шт., 800 ₽

Итого к оплате: 1600 ₽

перейти к оформлению
Восстановление пароля

Для восстановления пароля введите свой e-mail

Ошибка

Оркестр ТАГТ им. Г. Камала под управлением Данияра Соколова представил премьеру аудиовизуального перформанса «Яктылык моны», для которого при поддержке СИБУРа создали световую мультимедийную проекцию. Делимся подробностями эксперимента.

Оркестр ТАГТ им. Г. Камала под управлением Данияра Соколова представил премьеру аудиовизуального перформанса «Яктылык моны», для которого при поддержке СИБУРа создали световую мультимедийную проекцию. Делимся подробностями эксперимента.

Авторы программы «Мелодия света» ставили целью создать атмосферу, где звук, свет и цифра сольются в гармоничное целое и станут проявлением единой «материи» искусства. Среди первых слушателей (или все же зрителей?) была и редактор отдела культуры «Вечерней Казани». 

Новизна перформанса в том, что он предлагает нетривиальный взгляд на традиционное искусство, когда симфоническая музыка переплетается с современными световыми и визуальными технологиями. Проект создан при поддержке одной из крупнейшей интегрированной нефтегазохимической компании России – «СИБУР холдинг», которая не только развивает передовые технологии, но также поддерживает инновационные проекты в сфере культуры. 

Премьерное исполнение «Мелодии света» прошло накануне в Восточном зале Камаловского театра, второй показ – 22 июня. Художественный руководитель симфонического оркестра театра Данияр Соколов включил в программу пять сочинений, два из которых давно являются классикой – это «Энигма. Вариации» Эдуарда Элгара (впервые исполнены в 1899 году) и симфония-поэма Алмаза Монасыпова «Муса Джалиль» (на эту музыку еще в 1971-м в ТАГТ им. М. Джалиля поставили балет «Бессмертная песня»). 

И действительно, благодаря новым технологиям знакомая классика «заиграла» по-новому: видеоарт дал слушателям дополнительные возможности более глубокого погружения и в «Загадку» (так с греческого переводится Enigma) Элгара, и в драматургически глубокую симфонию Монасыпова, во время которой по стенам Восточного зала пульсировал (но не раздражал, а эмоционально тонизировал публику) разнообразными оттенками красный свет. А в эпилоге взмывала вверх световая стая белых птиц, символизируя уходящие в небесные чертоги души погибших воинов. Возможно, кто-то скажет, что визуальная картинка здесь была слишком «в лоб», но другого подходящего образа здесь не просматривается. 

Изюминка программы «Мелодия света» в том, что художественный руководитель и главный дирижер оркестра Данияр Соколов включил в нее сочинения современных татарских композиторов Ильяса Камала, Фархада Бахтияри и Алсу Сунгатуллиной. Кстати, Соколов занимается продвижением молодых татарстанских авторов целенаправленно и регулярно. Прозвучавшие 21 и 22 июня произведения уже не раз исполнялись оркестром, но впервые были поданы зрителям в рамках аудиовизуального перформанса. Говорим сразу: эксперимент удался, желаем ему развития и продолжения! 

Премьера симфонии Ильяса Камала «Сквозь черный лес» («Карурман аша»), посвященной великому татарскому певцу Ильгаму Шакирову, состоялась в ноябре 2023 года в Уфе. В партитуре сочинения используются песни из репертуара Ильгама Шакирова. По словам композитора, темой эпиграфа и основным лейтмотивом произведения стала известная татарская народная песня «Кара урман» («Темный лес»). В эпизоде в разработочной части цитируется песня «Син сазыңны уйнадың» («Ты играл на сазе»), а в коде – известнейшая песня «Мәңгелеккә китеп барам» («Ухожу в вечность»), которую также исполнял Ильгам Шакиров. 

Благодаря световому перформансу слушатель словно читает книгу судьбы Шакирова (а она была очень непростой). Но также в музыке проявляется и другой пласт: возможно, старинные татарские сказки? Невольно представляешь, что ты и сам идешь сквозь черную, таящую опасность чащу, где за каждым кустом подстерегают недобрые лешие, кикиморы и Шурале. 

Вообще, путешествие сквозь черный лес в определенном смысле является символом духовной инициации. Лишь преодолев преграды человек выходит за пределы страшной чащи – к свету! И здесь видеоарт – большой помощник, вернее, проводник, для слушателя. При том что световая гамма выдержана в черно-белых графических контрастах, мы видим, как качаются ветки, «слышим» ветер, постепенно со всех сторон вырастает сумрачный еловый лес, пробегает тень луны, а в конце пути звонкими серебряными каплями проливается чудотворный дождь. Явное и яркое ощущение, что ты не снаружи, а внутри действия! 

Вкупе с замечательным исполнением произведения оркестром перформанс заслуживает лестной оценки. Как говорится, хотим еще! И, кстати, «Сквозь черный лес» лидера Союза композиторов Татарстана Ильяса Камала прямо просится на одноактный балет.

Интересно было познакомиться с сочинением «Соловей и роза» (El ruiseñor y la rosa) Фархада Бахтияри. Произведение непростое, многозначное, тем и привлекательно. Автор указал в партитуре, что вдохновением для него послужил одноименный рассказ Оскара Уайльда (опубликован в 1903-м), в котором изложена трагическая история соловья, поверившего, что своей смертью он поможет торжеству любви. Впрочем, эта тема вечная, и о ней помимо Уайльда писали Александр Пушкин, Навои, Байрон, Гете и даже сказочник Андерсен. 

Проникновенное сочинение Бахтияри обладает сильной энергией, во время исполнения полотна сердце слушателя, если можно так выразиться, «спотыкается», а пульс – учащается. Человек не замечает, как музыка проникает в душу, рисуя палитру богатых ассоциаций и даря особую чувственность. Но видеоарт к «Соловью и розе», невзирая на обилие распускающихся цветов, не вполне, на мой взгляд, соответствовал задумке композитора. Слишком навязчиво, слишком красно и слишком очевидно для философской притчи. И главное, а где же сам соловей? Возможно, данную световую инсталляцию следует еще доработать. 

В финале музыкального перформанса прозвучала симфоническая поэма композитора Алсу Сунгатуллиной «Лучезарная Казань» («Нурлы Казан»). Выпускница КГК им. Н. Жиганова – лауреат всероссийских и международных конкурсов, член Союза композиторов России и Татарстана, в своем творчестве Алсу опирается на классические традиции, татарскую народную музыку и современные направления, обращаясь за вдохновением к философии Востока и тюркского мира. И особенно ярко это проявилось в симфонии «Лучезарная Казань», которая в 2024-м завоевала победу на Международном конкурсе «Сибириада» им. Эдуарда Артемьева.

Симфония-поэма «Лучезарная Казань» – это история о многоликой Казани, которую населяют представители ста народностей (помимо национальных мотивов звучит в полотне и колокольный звон). Масштабная картина древней и одновременно современной татарстанской столицы захватывает в свой поток каждого: ты и смеешься, и поешь, и плачешь, и ликуешь, и воспеваешь любимый город вместе со всеми. Давно я не ощущала такого эмоционального подъема!

Визуальный образ симфонии решен в золотисто-желтых красках, по сути это была река Времени, чей поток пронизывает Казань, бережно покачивает город на своих волнах и стремительно несет дальше, в лучезарное будущее. 

Симфония «Лучезарная Казань» достойна быть музыкальным символом современной столицы Татарстана. И слушать ее хочется чаще, и не только в закрытых концертных залах, а наподобие знаменитого марша Салиха Сайдашева – на вокзалах, площадях, в позывных на радио, да в конце концов, на рингтонах. 

Ольга Юхновская, "Вечерняя Казань"


Фотогалерея

Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности.