Очарованный Танцем / Бию Пәрие
До начала осталось:
Очарованный Танцем / Бию Пәрие
00
дней
:
00
часов
:
00
минут
:
00
секунд

В ТЕАТРЕ КАМАЛА СОСТОЯЛОСЬ ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ ШКОЛЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ЗРИТЕЛЯ

Понедельник 12.02.2018

9 февраля в 18.00 в Малом зале театра Камала состоялось второе занятие Школы театрального зрителя "Камал мәктәбе". Зрителям был представлен легендарный спектакль 1976 года "Старик из деревни Альдермеш" Туфана Миннуллина в постановке Марселя Салимжанова.

Рецензия Миляуши Имамназаровой:

9 февраля прошёл второй урок / показ #школатеатральногозрителя, посвящённый легендарному спектаклю Марселя Салимжанова по пьесе Туфана Миннуллина "Старик из деревни Альдермеш". Бесспорно, одна из самых удачных работ как автора, так и режиссёра, актёров и всех тех, кто делает Театр и тех, кто им живёт.
Есть какая-то определённая энергетика в Малом зале Камаловского, и в тот день она особенно ощущалась.
Зрители - представители разных поколений, уже не раз лицезревшие спектакль и на сцене, и в записи все же не сдержали слез и не пожалели  аплодисментов.
Было приятно встретиться с людьми, которые имеют прямое отношение к постановке. С людьми, которые рассказывают о нем с такой теплотой и так подробно, будто это было вчера. А ведь впервые спектакль был поставлен в 1976 г.

По словам Альфии Миннуллиной (дочери автора) пьеса была написана за 21 день. "Сейчас появилась такая тенденция - смотреть на текст автора немного поверхностно. Некоторым режиссёрам и актёрам кажется, что слова автора не так важны, как их собственные. Конечно, это не нравится самим авторам. Я не могу сказать, что у Туфана Миннуллина поменялось отношение к своей работе после её постановки. Если нужно - он менял текст, подстраивался. Альмандара, кроме Камаловского, практически никто не ставил. Если бы у кого-то хватило смелости это сделать, и если бы к отцу подошли и сказали "Туфан абый, давай поменяем здесь и здесь?", если бы режиссеры смогли объяснить свои мысли и цели, то скорее всего появилась бы вторая версия спектакля. Но, к сожалению, сегодня мы можем это лишь предположить." - поделилась с нами своими мыслями Альфия Миннуллина.

Часто приходится слышать, что видео не передаёт тех эмоций, за которыми пришел зритель. Но это такой формат и нужно быть к нему готовым. Тем более, когда ты смотришь спектакль (пусть и в записи) в одном зале, практически бок о бок с актерами, которых ты скорее всего полюбил и запомнил благодаря этой постановке, то начинаешь понимать ДЛЯ ЧЕГО Школа театрального зрителя открыла для тебя свои двери.

Присутствовала на показе и Нажиба Ихсанова (Уммия в спектакле). Почему Уммия 40 лет терпела, а последние 10 лет так и ищет повод подколоть Старика? "Уммия - положительная героиня. Она заряд Старику даёт. Да, она терпела столько лет, но ведь у каждого человека когда-то кончается терпение. Я бы тоже не стерпела!" - призналась Н.Ихсанова. Зал смеялся и аплодировал. - "Свою роль я восприняла естественно. При мне её создавал Туфан абыегыз. Я к ней уже начинала привыкать. Выйдя на сцену, я уже не стеснялась ее. Она была моей."
Туфан Миннулин - муж Н.Ихсановой и быть может и это ей помогло вжиться в роль так быстро и так надолго.

Рузия Мотыйгуллина скорее говорила о человеческих, товарищеских отношениях во время репетиций, чем о рабочих моментах: "Мы здесь молодые, красивые. Смотрела, а на глаза наворачивались слезы. Шаукат абый.. 1976 год, октябрь. Ему 48 лет, подумать только. Равиль абый Шарафиев и Шаукат абый Биктемиров - удивительный ансамбль. Сильная сторона Марселя Салимжанова - умение создать ансамбль под роли и образы. В то время билеты распродавались за 4-5 месяцев вперёд. Играть в этом спектакле было праздником для нас. Я считаю то время одним из самых счастливых в нашей жизни."

Зрители все как один ждали с нетерпением Равиля Шарафиева. Кто ещё мог сыграть Смерть так, как он? Вот что он сам думает по этому поводу: "Что самое интересное - Смерть не самая симпатичная роль. Но все называют меня другом. Я этого и хотел. Я не хотел пугать людей. Какого бы злого героя ты ни играл, что-то должно быть в тебе симпатичное. Для меня Смерть как персонаж, скорее всего, аллегория. Я нисколько не хотел пугать людей, потому что главная идея произведения - это желание пробудить в людях оптимизм, желание жить, а не напугать их."
Действительно Равиль Шарафиев для многих и для меня лично запомнился этой своей ролью, которую нельзя отнести ни к положительной, ни к отрицательной, но точно - к  выдающейся.

Альфат Закирзянов с трепетом говорил о судьбе татарского народа и о её влиянии на пьесу: "Татары. Они даже самые трудные моменты жизни  переживают с улыбкой, с верой в будущее. И это находит свой отпечаток в пьесе. Можно ли ещё раз сыграть этот спектакль? Интересный вопрос. Арский народный театр некогда ставил эту пьесу и занял 1е место среди народных театров. Я воспринял это очень хорошо. Значит - ставить можно. Но! Я не хотел, но сравнивал. Невозможно не сравнивать. А для молодых зрителей, для тех, кто не знаком со старым составом, смогут хорошо сыграть и новые артисты."

Зрители, критики, артисты выделили 3 самые сильные стороны данной постановки, а именно:
1. Автор Т.Миннуллин.
2. Режиссёр М.Салимжанов.
3. Несравненный Ш. Биктемиров. 

Так ждать или не ждать возвращения Альмандара на сцену? На этот вопрос неоднозначно, но все же ответил завлит театра Камала Нияз Игламов: "Слава Богу, театр завтра не закрывается, жизнь продолжается. Наверное, лет 10-15 назад я ответил бы, что нет такого актерского состава, что не можем забыть Шауката Биктемирова... Должно смениться целое поколение зрителей и актеров для этого. Я думаю, что когда-нибудь спектакль вернётся. Пьеса отличная, она и сейчас актуальна, она не стареет. Но нужно подождать. Ведь как рождается идея? Находится режиссёр со своей идеей, с мыслями. Я разговаривал с Фаридом Бикчентаевым и мне показалось, что на него давит точность постановки М. Салимжанова. Ведь Бикчентаев - его ученик. Невозможно выйти за рамки этой постановки. Спектакль воспринимается таким, какой он есть и по сей день. Поиски новых форм, их актуальность - не самая простая работа. Это очень сложный вопрос. Здесь есть какие-то свои секреты. Но, как мне кажется, у этой пьесы огромный потенциал и спектакль всё-таки со временем вновь вернётся на сцену."

Зрители не торопились расходиться несмотря на поздний час: кто-то обсуждал спектакль с соседом, кто-то подумывал прийти на следующий показ, более прыткие поторопились взять автографы и сфотографироваться с любимыми актерами на долгую память.





Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра
Ошибка, введите корректный адрес
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!