РусТатEng

109 сезон закрыт. Рассуждает Нияз Игламов



Минувшим вечером, 29 мая 19.00 часов спектаклем «Голубая шаль» Карима Тинчурина Татарский государственный Академический театр им.Г.Камала закрыл свой 109 театральный сезон. Оценку прошедшему театральному году дает завлит театра, ведущий российский театральный критик Нияз Игламов.

Завершившийся сезон был богат на события. Это, впрочем, для театра Камала уже стало традицией. Мы выпускаем резонансные премьеры, выезжаем на гастроли, участвуем в фестивалях топового уровня (в этом сезоне был Шанхайский фестиваль современного театра), сами проводим фестивали и образовательные мероприятия, участвуем в огромном количестве социально значимых проектов.

Вместе с тем, есть свои особенности 109 сезона. Например, впервые за долгие годы все 4 выпущенные премьеры ставили разные режиссеры со своим оригинальным почерком. Зарубежная классика, "Ричард III", стала экзаменом на творческую зрелость молодого режиссера Ильгиза Зайниева. Мне кажется, он его с честью выдержал. Во всяком случае вслед за спектаклем его учителя "Однажды летним днем", "Ричард III" разрушает миф о невостребованности татарским зрителем переводных произведений. 

Сильная работа "Меня зовут Красный" О.Памука в постановке магнитогорского режиссера Максима Кальсина. Как сказал один из ведущих театральных деятелей России Олег Лоевский "Само по себе обращение к такому материалу - творческий подвиг коллектива" и вряд ли скажешь лучше. Это действительно грандиозная работа высочайшей постановочной и исполнительской культуры. Вызвав поначалу неоднозначные оценки, "Меня зовут Красный" от спектакля к спектаклю набирает театральной мощи, прирастает зрителем. 

Теперь он наверное уже классик... Флорид Буляков. Наш театр давно творчески содружествовал с выдающимся драматургом Башкирии, ушедшим из жизни по иронии судьбы в день, когда премьеру "Любишь, не любишь" в постановке Радика Бариева играли в Москве. Спектакль получился очень теплым по атмосфере, очень добрым, светящимся изнутри, при несомненных художественных достоинствах очень зрительским. Пожалуй, это лучшая память о нашем драматурге и друге. 

"Ходжа Насретдин"... Фарид Бикчантаев долго шел к этой вещи Наки Исанбета, к тем темам, которые звучат в спектакле. Работа над центральным образом преобразила Фаниса Зиганшина. Многофигурный мир горькой комедии Исанбета в очередной раз, на мой взгляд, подтвердил негласное право камаловской труппы именоваться одной из лучших в стране. Чего стоит одна "играющая" спина Искандера Хайруллина во 2 акте. Или небольшие, но мощные работы театральных стариков. Женские образы... В театр благодаря "Ходже" пришел новый зритель. Сам режиссер в этой постановке вышел на новые, я бы сказал, философские рубежи в творчестве. И тот, кто захочет прочитать эту притчу как протестный спектакль, наверняка ошибется. "Ходжа" глубже любых интерпретаций и как образ, возможно, сменит собой неунывающего Альмандара, "отпустит" его в давно заслуженное лоно классики. 

Словом, о каждой из премьер можно говорить и долго, и любовно, и содержательно. Таким, в наше непростое время стал предъюбилейный сезон театра Камала.

110 сезон театр им.Г.Камала традиционно откроет в октябре. А пока - 1 июня стартует XII Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз».
Суббота 30.05.2015
0
Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра