РусТатEng

ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДОЙ РЕЖИССУРЫ «РЕМЕСЛО»: ОБ УТЕРЯННОМ РАЕ И ХАЛТУРЕ

Оригинальный текст: http://www.evening-kazan.ru/articles/festival-molodoy-rezhissury-remeslo-ob-uteryannom-rae-i-halture...

22 спектакля сыграли труппы из 9 городов России и ближнего зарубежья на прошлой неделе в Казани в рамках VII фестиваля молодой режиссуры «Ремесло». Это были постановки 19 режиссеров, которые сразу после показов анализировали известные театральные критики Александр Вислов (Москва), Татьяна Джурова (Санкт-Петербург), Олег Лоевский (Екатеринбург) и Нияз Игламов (Казань).

В беседе с корреспондентом «Вечерней Казани» Александр Вислов лаконично и просто сформулировал, что такое хороший спектакль: «Это такой спектакль, после первого просмотра которого появляется желание еще раз его посмотреть». На фестивале «Ремесло», по мнению Вислова и его коллег, таких постановок было немало: «Мой Нуриев» Галины Ждановой (Санкт-Петербург), «Кроличья нора» Дениса Хусниярова (Набережные Челны), «Осколки памяти» Руслана Хайдарова (Ташкент), «Любовь людей» Алексея Ямаева (Йошкар-Ола)... 

Казанские спектакли на «Ремесле-VII» попали как в разряд лучших («Галиябану» в постановке Ильгиза Зайниева, «Чулпан» в постановке Резеды Гариповой), так и худших («Как увидеть волшебство» Юлии Захаровой). Но, как говорит Олег Лоевский, «даже при замечательной труппе и даже прекрасные режиссеры не застрахованы от провала: это непостижимая стихия театра!». А по словам Александра Вислова, «фестиваль «Ремесло» - не выставка достижений народного хозяйства, не «Золотая маска», - это фестиваль-лаборатория, где выдающиеся режиссерские работы соседствуют с провальными, и это нормально». 

«Вечерняя Казань» приводит фрагменты обсуждения критиками казанских спектаклей, представленных на фестивале. 


«УЛЕТНЫЕ ТАНЦЫ»

Это спектакль по пьесе Салавата Юзеева, который режиссер Рамиль Гараев поставил для малой сцены Камаловского театра. Его обожает публика, но критики приняли довольно прохладно. 

- В пьесе заявлен целый ряд ситуаций, и ты ждешь от каждой, что она будет развиваться. Но этого не происходит, - говорила на обсуждении Татьяна Джурова. - Все новые ситуации, которые возникают, служат поводом, чтобы зрители увидели очередной концертный номер: драку официантов (прекрасно поставленный пластический этюд), полет на трапеции официанта и танцовщицы (цирковой номер)... Культурный шок я пережила от сценографии спектакля: очень давно не видела в театре попытку представить среду, где все выглядит как будто бы на самом деле - эффектный горный пейзаж, терраса с палатками... Но когда артисты начинают на фоне этой декорации исполнять цирковой номер на трапеции, тут же понимаешь, что все это ненастоящее... 

Олег Лоевский объяснял: «Есть два основных принципа драматургии: либо герой в пьесе меняется, а мир остается прежним. Либо меняется мир, а герой - константа, который может этот мир изменить. В спектакле «Улетные танцы» трудно понять, что с кем происходит: и мир здесь - константа, и люди не меняются...».



«КАК УВИДЕТЬ ВОЛШЕБСТВО»

Это детский спектакль, который по своей пьесе поставила Юлия Захарова, она же исполняет в нем главную роль Феи. Постановка демонстрируется в творческой лаборатории «Угол».

- Это просто ужас, - считает Олег Лоевский. - Как сказал кто-то из великих, художественному анализу подлежит только художественное произведение. А это халтура.  

Татьяна Джурова объясняла, что в постановке не соблюдается главный закон театра: «На сцене должно что-то происходить. Либо меняется человек в новых обстоятельствах, либо человек в обстоятельствах, в которые он попадает, меняет этот мир...».

Нияз Игламов рекомендовал либо немедленно перестать играть этот спектакль, либо снять на его основе фильм про плохой театр.


«ГАЛИЯБАНУ» И «ЧУЛПАН»

«Галиябану» - режиссерская работа Ильгиза Зайниева по пьесе Мирхайдара Файзи в Камаловском театре. «Чулпан» - постановка Резеды Гариповой по пьесе Шарифа Хусаинова в Тинчуринском театре. 

- Впервые вижу у Резеды работу такого уровня, - говорил Олег Лоевский. - Замечательный получился у нее спектакль: атмосферный, с тонким вкусом... Актерские работы прекрасные... 

- Спектаклем-откровением стала для меня «Галиябану», - признавался Александр Вислов. - У нас с Лоевским было на просмотре ощущение утерянного рая: такое единение спектакля и зрительного зала в русском театре уже невозможно. Что-то похожее было на спектакле Резеды Гариповой в Тинчуринском театре...


«ВНЕ ЗАКОНА»

Это спектакль по киносценарию Джима Джармуша, который с актерами-камаловцами режиссер из Швейцарии Мириам Вальтер изначально представила как эскиз на театральной лаборатории. Эскиз был настолько успешен, что его решили доработать до спектакля. 

«То, чем мы занимаемся, не имеет пределов совершенства», - говорил Олег Лоевский. И, хваля актеров (особенно фантастически одаренного Эмиля Талипова), сетовал, что в спектакле переходы от сцены к сцене решены «на уровне эскизного сознания - небрежно» и что сценография оставляет неприятное впечатление своей неопрятностью...



ПРОФЕССИОНАЛ РЕКОМЕНДУЕТ

Подводя итоги VII фестиваля молодой режиссуры «Ремесло», гуру российского театра Олег Лоевский выдвинул два предложения.

Первое: «Если есть такая возможность, нужно проводить на следующем «Ремесле» встречи с известными режиссерами - Адольфом Шапиро, Сергеем Женовачом... Чтобы начинающие режиссеры говорили с ними, обсуждали с ними проблемы современного театра. Критиков, которые следят за театральной жизнью за рубежом, тоже можно было бы вовлекать в эти разговоры...».

Второе предложение Лоевского: «Я уверен: на базе Казанского института культуры нужно создавать курс татарской драматургии. Как Николай Коляда в Екатеринбурге: он набрал на свой курс кривых, косых, всяких! И начал им внушать, что все они гении. Они в это поверили и начали писать пьесы. За восемь лет Коляда «выпустил» 10 - 12 драматургов, известных и востребованных в российских театрах, четыре драматурга известны в театрах и за пределами России. Он просто в них поверил, и они раскрылись... Понимаете, чем нас, занимающихся театром, больше, тем всем лучше. Тем меньше времени на войну и бессмыслицу. Большая программа захвата мира театром должна продолжаться!..».


"Вечерняя Казань". Айсылу Кадырова. 15.12.2015г. 

Вторник 15.12.2015
0
Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра