РусТатEng

ОТКРЫТИЕ МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ ПРАЗАТУ ИСАНБЕТУ

20 декабря в 14.00, в рамках празднования 110-летия татарского театра, состоится торжественное открытие мемориальной доски, посвященной режиссеру Татарского государственного Академического театра им. Г.Камала, народному артисту Татарстана, заслуженному деятелю искусств Празату Исанбету (1927-2001).

Памятная доска будет размещена по адресу ул. Татарстан, дом 7. В этом здании Празат Исанбет жил с 1981 по 2001 года. Почтить память соберутся родственники режиссера, его коллеги, друзья, руководители татарских театров, представители Министерства культуры Республики Татарстан. Автором мемориальной доски выступил Фариз Фасхутдинов.

Аккредитация СМИ: 293-83-18, 89274464542, kamal.press@tatar.ru

Исанбет Празат Накиевич. Родился в городе Уфе. В 1949 году окончил актерский факультет ГИТИСА (Москва), в 1958 окончил тот же институт (режиссерский факультет). В труппе Татарского академического театра с 1950 года, до вторичного поступления в ГИТИС работал актером. В 1962 году зачислен режиссером театра.

Празат Исанбет был одним из самых интеллигентных, эрудированных людей театра, и не только Татарского академического. Он родился и вырос в семье знаменитого Наки Исанбета.

Одной из самых запомнившихся ролей Исанбета была роль Василькова, сыгранная в спектакле М. Салимжанова «Бешеные деньги» А. Островского. Исанбет трактовал Василькова как жесткого, властного человека, прошедшего трудную жизнь и знающего свою цель. Он не только укрощал свою строптивую жену Лидию, но и уверенно и расчетливо руководил всем ходом событий. Васильков-Исанбет понимал, что кончилось время дворянских гнезд и наступила пора для энергичных, предприимчивых людей, поэтому чувство­вал себя хозяином положения, действовал, подчиняя своей власти всех окружающих. Васильков не влюбился в Лидию, а лишь притворялся влюбленным. Решив, что эта красивая женщина должна принадлежать ему, завоевывал Лидию смело и уверенно.

Сыгранные Исанбетом роли: Дерамо «Король Олень» К. Гоцци, Азат — «В добрый путь» Г. Апсалямова, Кадермет — «Гульжамал», Ирек — «Гузель», Бакир — «Муса Джалиль» Н. Исанбета, Закир — «Гульшаян» М. Амира, Цоа-Юй — «Тайфун» Да Хай, Васильков — «Бешеные деньги» А. Островского, Синцов — «Враги» М. Горького.

Первым спектаклем П. Исанбета в качестве режиссера была трагедия Н. Исанбета — «Муса Джалиль». Критики тогда отметили четкость конфликта двух непримиримых лагерей, темпераментную динамику спектакля, точное раскрытие режиссером и актером Ф. Халитовым образа Мусы.

В 1966 году П. Исанбет поставил вторую редакцию этой же пьесы. И вообще он осуществил целый ряд постановок по пьесам отца — «Гульжамал» (1963), «Бегство» (1965), «Абугалисина» (1970), «Мулланур Вахитов» (1975).

Он проявил себя как режиссер высокой культуры, бережно относящийся к авторскому замыслу, опирающийся на подробный психологический анализ пьесы и каждой роли. Событием в театре стал спектакль «Гульжамал». Основной мыслью постановки была тема внутреннего раскрепощения человека в столкновениях подлинной человеческой ценности с догматическими представлениями о жизни.

Естественно, режиссер ставил не только произведения Н. Исанбета, он любил и зарубежную классику. Запомнились его постановки «Мера за меру» В. Шекспира (1968), «Дурочка» Лопе де Вега (1972), «Тартюф» Мольера (1978), «Король Олень» К. Гоцци (1982). В их ряду и известная трагедия бразильского драматурга Г. Фигерейдо «Эзоп» (1967). В ней говорилось о борьбе знаменитого древнегреческого поэта Эзопа за свободу. Горячая эмоциональность, романтическое звучание темы борьбы за духовную свободу приобретали в спектакле философско-смысловое и современное звучание. Режиссерское решение исключало бытовые интонации. На фоне единой установки — полуовальный станок на всю сцену с тремя светильниками и безбрежным голубым небом — происходило действие всего спектакля. Главное внимание П.Исанбет уделял работе с актерами. Поэтому в спектакле оказались мастерски созданные образы Эзопа (Р. Тазетдинов), Клеи (Ш. Асфандиярова), Ксанфа (Г. Шамуков).

Среди десятка спектаклей П. Исанбета значительное место занимает и татарская современная пьеса — «Беспокойное сердце» Г. Ахунова (1959), «Горящий цветок» И. Юзеева (1961), «Взлет ласточки» (1964), «Ильгамия» (1968), «Перед свадьбой» (1969) Х. Вахита, «Сумерки» А. Гилязова (1971), «Втроем вышли в путь» (1973), «Прости меня, мама» (1979) Р. Батуллы, «Два часа и вся жизнь» Р. Хамида (1985). Особое место в числе названных постановок принадлежало спектаклю «Молодые сердца» Ф. Бурнаша. Он увлекал зрителя оптимизмом, лиризмом, красотой и чистотой взаимоотношений героев, присущим народу сдержанным проявлением чувств влюб­ленных, их целомудрием. Наряду с поэтичностью в постановке присутствовала и стихия комизма, передающаяся многими персонажами и ситуациями. Спектакль пользовался большим успехом у зрителя и шел довольно долго.

Исанбет замечательно ставил татарскую классику. Одним из первых спектаклей в этом ряду была постановка «Судьбы татарки» (1960, 1978) по роману Г. Ибрагимова. Произведение о трагически бесправной участи татарской женщины в старой России было решено в жанре психологической драмы. Режиссер, так же как и при работе над «Эзопом», особое внимание уделил работе с актерами, особенно с исполнительницами образа главной героини Гульбану А. Гайнуллиной и Ф. Хайруллиной. Обе они психологически убедительно прослеживали путь светлой, наполненной печальным лиризмом Гульбану к своему трагическому финалу. Весь спектакль был проникнут глубоким сочувствием к героине.

В 1992 году П. Исанбет еще раз обратится к трагической женской судьбе, но связанной не с бытовыми домостроевскими условиями, а с религиозной политикой царского правительства России, с проблемой насильственного крещения татар. Это будет «Зулейха» Г. Исхаки.

Особое место в творчестве Исанбета, тяготевшего к психологической драме, занимали и постановки татарских классических комедий: «Банкрот» Г. Камала, «Брачный контракт», «Жан Баевич» Г. Исхаки. Режиссер обострял решение образов, доводя их до гротеска, балагана и в знаменитой сатирической комедии Г. Камала «Банкрот» (1979). Спектакль был музыкальный, танцевальный, несколько фривольный, необычайно горячий и абсолютно логичный.

Вообще П. Исанбету принадлежало в театре свое определенное место. В коллективе к нему бережно, уважительно относились как к человеку с высокой поэтической культурой, интеллигентному режиссеру, тонко и осторожно растящему молодых актеров. Исанбет вместе с Салимжановым составляли как бы удачно подобранный букет — они оттеняли и дополняли разные грани своего творчества. У П. Исанбета была своя палитра, своя индивидуальность, проявлявшаяся в решении спектаклей. Он прежде всего лирик. Поэтому его работы отличались душевностью, мягкостью. Работая над спектаклем, Исанбет при сохранении своего режиссерского замысла давал актерам большую творческую свободу, время, чтобы неторопливо подумать, поварьировать, а после своими режиссерскими подсказками добивался логического завершения образа. В театре говорили, что Исанбет любит артиста и относится к нему бережно, тактично.

Последние годы Исанбет ставил меньше, а незадолго до ухода из жизни и вовсе ушел из театра на пенсию. Но он все равно чуть ли не каждый день приходил в театр просто пообщаться с друзьями, коллегами.

Нар. арт. ТАССР — 1981 г. Засл. деят. искусств РСФСР — 1986 г.

Среда 14.12.2016
0
Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра