РусТатEng

ПАРНИ ИЗ БАНГЛАДЕШ ПОКАЗАЛИ РИТУАЛ ПОСВЯЩЕНИЯ В АКТЕРЫ

Оригинальный текст: Третий международный театрально-образовательный форум Науруз завершился в Казани. За шесть дней 15 педагогов из разных стран мира провели 36 семинаров, 18 тренингов и 7 лекций. Слушателями образовательных программ и участниками театральных практик стали более 150 человек, приехавшие на казанский форум из Австрии, Бангладеш, Бельгии, Белоруссии, Франции, США, Словакии, Греции, Германии и конечно же из городов России. Участники Науруза из-за рубежа самостоятельно оплачивали свою дорогу до Казани и обратно. И проживание. Здесь их бесплатно кормили, но главное, что их привлекло, - все занятия на форуме были бесплатными. Это редкость в театральном мире: почти везде за участие в подобных мероприятиях нужно платить.В этот раз особенный успех Наурузу обеспечили педагоги секции Актерское искусство и практическая режиссура - востребованные во всем мире Юрий Альшиц (Германия), Алехандро Гонсалес Пуче (Колумбия) и Димитрис Тиамис (Греция). Тема их семинаров-тренингов - Ритуал как основа сценического действия - была известна заранее. Юрий Альшиц работал над этой темой на материале пьес А.П. Чехова Чайка и Три сестры, Алехандро Гонсалес Пуче - на материале Театра чудес Мигеля Сервантеса, Димитрис Тиамис взял для работы Моцарта и Сальери А.С. Пушкина. И об этом тоже было известно заранее, что позволило людям приехать на семинары к мастерам подготовленными.Жалко, что об уровне потенциальных слушателей не позаботилась заранее автор семинара-лектория Некоторые тенденции современного музыкального театра - ведущий сотрудник Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства Людмила Мочалова. Группа собралась до такой степени неоднородная, что одним приходилось переспрашивать и писать под диктовку педагога фамилию известного современного французского хореографа Анжелена Прельжокажа, другим - уходить с видеопоказа (потому что уже видели) спектакля Ноль градусов, который в 2005 году создали Акрам Хан и Сиди Ларби Шеркауи...Популярностью пользовался семинар, который проводил главный художник Камаловского театра Сергей Скоморохов, - Работа художника над пьесой и создание эскизов к спектаклю (на материале пьесы Наки Исанбета Ходжа Насреддин, которую в следующем сезоне поставят в Камаловском театре). Сценографы впервые стали участниками Науруза, но оргкомитет форума уже завален предложениями продолжать образовательные программы для театральных художников, а также включить специальный курс для театральных гримеров.Почетным гостем Науруза стала в этот раз большая делегация из Якутии - труппа Национального драматического театра имени Платона Ойунского и ученики выдающейся якутской актрисы Степаниды Борисовой. Театральная якутская труппа сыграла на фестивале спектакль Андрея Борисова Желанный голубой берег мой (по произведению Чингиза Айтматова Пегий пес, бегущий краем моря). Этот легендарный, известный во многих странах мира спектакль держится в репертуаре якутского театра уже 31 год! А ученики Степаниды Ильиничны показали дипломную работу в постановке своего мастера - спектакль по пьесе Николая Абрамова Удаганки.Обе якутские постановки знакомили участников Науруза с театром Олонхо. Олонхо, как объясняет петербургский театральный критик Надежда Стоева, всеобъемлющее понятие: это и эпос, и название отдельных героических сказаний, и модель мироустройства, он признан ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества. Исполнение Олонхо основано на чередовании речевых и поющихся разделов. Поющиеся исполняются в национальной вокальной технике тойук....В день закрытия Науруза делегация из Бангладеш показала для всех участников форума свой национальный ритуал посвящения в актеры. Они совершали его на большой сцене Камаловского театра - в белых одеждах, под бой барабана и дурманящий дым от ароматных палочек. Тот, кто посвящал в актеры, произнес короткий ритуальный текст. А тот, кого посвящали, стоял перед ним сначала понурый, а потом поднял руки вверх и начал двигаться всем телом. Через какое-то время замолк. И тот, что посвящал, погладил его по голове гусиным крылом...Как объяснял потом смысл этого ритуала педагог Юрий Альшиц, из человека изгнали его наполненность. Его опустошили для новой жизни. Стать актером - значит умереть прежним и родиться новым. Для нового.Чуть позже эту мысль дополнил педагог из Греции Димитрис Тиамис: Нет ритуала без веры. Бессмысленно проводить какой-либо ритуал, если не веришь в его необходимость. Но в ритуале нет логики. Никакой гарантии, что ритуал сработает, нет...... Вечерняя Казань. Айсылу Кадырова. 10 июнь 2014г.
Понедельник 23.06.2014
0
Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра