РусТатEng

ПОВЕРИТЬ ГАРМОНИЮ АЛГЕБРОЙ

Директору камаловского театра Ильфиру Якупову важно знать о своем зрителе всё. Перед началом каждого спектакля он выходит в зрительный зал, прогуливается в фойе, вглядывается в лица. Большинство из них ему знакомы, но появляются и новые. Он рад каждому. В преддверии 110-летия театра Якупов рассказал нашим читателям, как с помощью математических методов выяснил, что хлеб и зрелища имеют равную ценность, а также о том, как с юных лет любил концертные бригады, имел свое место в литерном ряду, а позже стал своим и для мэтров, и для младших коллег.


– Ильфир Ильшатович, добрый день! Прямо сейчас, в эти дни, в театре проводится масштабный социологический опрос. На какие вопросы отвечают зрители? Разве есть еще что-то, чего вы о них не знаете?

– Впервые такой опрос был проведен в 2008 году. Благодаря ему, мы смогли точно узнать, что за зритель к нам приходит, каковы его возраст, социальное положение, увлечения. Завсегдатай ли он театра, пришел ли к нам впервые, что ему у нас нравится, а что мы могли бы улучшить. Тогда было обработано пять тысяч бланков, в этом году будет проанализировано столько же. Время идет, меняются экономические, политические, культурологические реалии, меняется и наш зритель, и мы не может оставаться в стороне от этих изменений. Отучившись на MBA, я понял: к театру, как и к любому другому механизму, применимы методы экономики, статистики, социологии. Это только непосвященному может казаться, что театр и математическая точность несовместимы: как, мол, просчитать эластичность спроса на билеты, как оценить корреляцию между теми или иными факторами? На самом деле инструменты везде одни, и мы ими пользуемся.


– И что же вы выяснили?

– Выясняем многое. И достаточно простые вещи: зависимость заполняемости зала от тематики, жанра постановки, сезонности, других моментов, и более сложные, например, на какой процент можно повысить стоимость билета с тем, чтобы зритель не перестал ходить в театр. Основываемся исключительно на цифрах, фиксируем которые ежедневно. И знаете, что показало исследование? Нулевую эластичность спроса по цене на билеты! Это означает, что можно бесконечно повышать цену, а зритель все равно останется с нами. Конечно, мы знаем меру (смеется), но, тем не менее, это важное открытие. Оно подчеркивает, что посещение театра стоит в одном ряду с важнейшими потребностями человека.

Человек не может обойтись, например, без хлеба или без лекарств, он будет покупать их при любой цене. То же самое и с театром…

– А как идет продажа электронных билетов?

– Прекрасно! Мы внедрили ее еще в 2013 году, тогда многие отнеслись к этому скептически. Да, начиналось все с весьма скромных цифр, а сегодня посредством только нашего сайта ежедневно продается более двухсот билетов! А есть еще сайты-партнеры, на которых тоже можно приобрести билеты. Таким образом, цифра электронных продаж еще выше. Электронный билет удобен тем, что купить его можно в любое время, его не нужно обменивать в кассе, сразу идешь в зрительный зал. Кто-то говорил: среди ваших зрителей много пожилых людей, они-то вряд ли станут потребителями этой услуги. А сегодня и они приходят в театр с распечаткой: кто-то и сам освоил интернет, кому-то помогают дети и внуки.

Информацию о количестве проданных билетов я изучаю ежедневно. Думаю: как еще можно улучшить продажи? Кстати, интересные данные: первыми раскупаются самые дорогие билеты, самые хорошие места. Мы изучаем все: в какое время человек покупает билет, ведем отдельную статистику по жанрам, по отдельным спектаклям. Да, некоторые спектакли не собирают большой кассы, но и они должны быть в репертуаре, это имиджевые постановки. Зато их прекрасно окупают комедии. Все это нужно знать.

У нас в штате работают прекрасные молодые юристы, экономисты, специалисты по маркетингу. Я рад, что это люди с профильным образованием: человек театра – творческий, работа с цифрами не для него. Каждый должен заниматься своим делом, и при этом все мы – одна команда. Один в поле не воин, это я точно знаю. Главное в любом деле – это идеи, и я рад, что все мои коллеги умеют их генерировать.

Хочется сказать и вот о чем: многие вещи кажутся очевидными, но не всегда почему-то воплощаются в жизнь. Многому можно научиться из книг, позаимствовать из опыта работы других театров. В том, чтобы непрерывно совершенствоваться, нет ничего зазорного. Наоборот! Еще Шамиль Зиннурович Закиров учил
меня, что нужно постоянно меняться.


Приведу такой пример: однажды я обратил внимание, что на улице рядом в кафе ароматно пахнет свежей выпечкой, и человек не хочет, но зайдет вовнутрь. Как перенести этот ход на себя? Сделал так, чтобы у касс звучала бодрая народная музыка. Таких нюансов много…

Помню, как на экзамене в МВА членом комиссии был Ильшат Фардиев. Мне удалось его удивить: он тоже считал мир театра чем-то не поддающимся экономической оценке. Тематические книги я с удовольствием читаю сам и заставляю читать своих сотрудников. (показывает свежеприобретенную книгу: Владимир Квинт «Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке»). Вот, еле нашел в издательстве! Нужно быть в курсе происходящего.

– И вы, действительно, каждый вечер выходите в зрительный зал?

– Стараюсь. Мое место здесь, не может быть по-другому.

– Разговариваешь с людьми искусства, и многие говорят: «О своей профессии я мечтал с детства». А вы?

– Конечно, я не мечтал о том, что стану директором театра. Но с детских лет ощущал в себе организаторские, лидерские способности. Впервые они проявились, когда вместе с братьями и сестрами мы устраивали концерты для наших родственников, приглашая к участию всех желающих. Я был и организатором, и конферансье, и артистом. Позже, будучи учеником набережночелнинской татарской гимназии, уже на более серьезном уровне занимался организацией выступлений. Заметьте, у меня не было мысли сколотить, например, строительную бригаду. Только концертную!


– Так вы стали студентом Казанского института культуры?

– Да. В институт я поступил в 1999 году. Учился на курсе Марселя Салимжанова, у нас преподавали Фарид Бикчантаев, Айдар Хафизов – мэтры нашего театра. Они многому меня научили, за что я им очень благодарен. Многие спрашивают: «Вы такой молодой, как вам работается с нашими классиками?» Но мы же знакомы очень давно! Мы не называем друг друга по отчеству, к старшим коллегам я обращаюсь – «абый», молодые обращаются так ко мне. В то же время у нас существует четкая субординация. Все мы относимся друг к другу очень уважительно. Это важно везде, но в театре – особенно.

– Возвращаясь в 1999 год: тогда вы переехали в Казань из Челнов?

– Да. До этого почти не приезжал в Казань, и бывать в театре Камала не доводилось. Конечно, в Челнах постоянно посещал и спектакли челнинского театра, и гастрольные – камаловского. А тут – дорвался! Стал ходить в театр каждый день. Мы, студенты, сидели на первом ряду, тогда он назывался литерным… Артисты нас узнавали, иногда махали со сцены, удивлялись: неужели, мол, и в самом деле каждый день ходите? А мы ходили! Хотелось впитать в себя все-все, все увидеть, всему научиться…

– А какой спектакль увидели первым?

– Первым? Не помню! Одно могу сказать: полюбил все. Нет такого, чтобы этот спектакль мне нравился, а тот
нет. И до сих пор так. Все одинаково дороги. Иногда у меня интересуются: «Какой спектакль советуешь посмотреть?» Отвечаю: «Любой! Можешь прямо сегодня прийти в театр, можешь завтра, можешь послезавтра – не пожалеешь!». Обижаюсь, когда спрашивают, хорош ли новый спектакль. Как не стыдно задавать такой вопрос? Как спектакль может быть плохим? Как я могу сказать такое о своем родном театре? Да, возможно, кому-то не близок тот или иной жанр: не любишь драму – сходи на комедию, но плохих спектаклей у нас не бывает в принципе. Расстраивает, когда журналисты, не разобравшись, огульно ругают постановку или актеров. Мы ведь все публикации в прессе вывешиваем в театре, артисты читают… Дело не в том, что мы против критики, но и она может быть обоснованной, бережной.


– Расскажите, пожалуйста, какие мероприятия пройдут в театре в декабре, к юбилею театра.

– Мероприятия к 110-летию театра проходят весь год. Это и нетрадиционное открытие сезона, когда отрывок из легендарной «Голубой шали» был сыгран… в подземке, и выставка «Татарский культурный код: 110 лет первому татарскому театру», которая работает в Музее истории государственности Татарстана в музее-заповеднике «Казанский Кремль».

Кстати, в январе с выставкой смогут познакомиться и москвичи. Она будет работать в самом знаменитом театральном музее нашей страны – музее Бахрушина, а гастроли нашего театра пройдут в столице с 12 по 18 января. Два дня будут идти юбилейные вечера. Зрители ждут экскурсии в закулисье театра, квест-бродилка по самым разным, очень неожиданным помещениям театра. Уверен: там вы еще не были! Присоединяйтесь!

– Спасибо!


Оригинальный текст: http://idel-rus.ru/poverit-garmoniyu-algebroj/

"Идель". Альбина Абсалямова. Декабрь 2016г.

Понедельник 12.12.2016
0
Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра