РусТатEng

«Чудо-таблетка»: сказки о вреде коррупции

Редко ставящий в последнее время татарские комедии театр Камала взялся за текст Зульфата Хакима о том, что взятки – это плохо. Рассчитанную до буквы, как суровая азбука, пьесу оживил Ильгиз Зайниев.

Сельский учитель Сайфи Гарипов (Фанис Зиганшин) изобрел таблетку: пьешь ее каждый день – и не можешь брать взятки. Статья об этом в местной газете приводит в ужас главу района Фоата Абзаловича (Ирек Кашапов), и он тут же зовет на помощь все силы – руководителя РОНО Нуриеву Шамсиевна (Фарида Сафина), прокурора Вил Ниловича (Рамиль Вазиев), главврача Вадуту Юнысовну (Наиля Ибрагимова), военкома Мухтара Ахатовича (Минвали Габдуллин). Все они не просто берут взятки – их судьбы повязаны, потому что каждый обязан другому за родственника на теплом месте. Вместе они придумывают, как изолировать Гарипова, забрать таблетку и выставить его на посмешище.


В ход идут проверки, повестки, огораживание территории, давление на жену-библиотекаршу Руфию (Ляйсан Рахимова/Алсу Каюмова), которая мечтает заполучить в хранилище роман «Зулейха открывает глаза», подкуп журналистки из Казани, митинг бюджетников во главе с матерью главы.

Ничего не работает. Учитель сидит на дереве, растит бороду, грозит повеситься, мелодраматично тоскует по супруге. Человек из Москвы (Алмаз Гараев) приводит наемника (похожего, конечно, на Леона-киллера), его усыпляющий дротик оказывается сильнее доводов.

На татарском пьеса носит название «Бармы ришвәттән дәва?..» («Есть ли лекарство от коррупции?..») и оно явно удачнее, поскольку самой чудо-таблетки никто не видит. Принимает ее, якобы, только сам Гарипов. Один раз дает жене, но потом оговаривается, что таблетку надо пить каждый день.


В стремлении как-то уговорить борца за справедливость в школах делают ремонт, на улице у дома кладут асфальт, в библиотеке воцаряется порядок, а жене повышают зарплату аж до 7000. Наконец, у дерева появляется трехэтажный особняк и джип, которые Сайфи после возвращения из Москвы, где его таблетка, якобы, не сработала на столичных чиновниках, берет себе – все равно на семью записано. И тут жена интересуется: Сайфи, раз так, мы будем еще заниматься борьбой с коррупцией? Ведь где еще может быть больше взятничества, чем в отделах по борьбе с ним.

Получается классическая сатирическая пьеса, расписанная, как по нотам. Хоть сейчас в народный театр. Очень строгий, хронологический сюжет. Две противостоящие стороны. Никто из героев не меняется, а лишь выполняет функцию. И мораль, что называется, свежая и оригинальная. Прочти ее в книге – не поймешь, в чем соль. Да, знаем, что брать на лапу не хорошо, есть несколько смешных шуток, а дальше что?

Режиссер Ильгиз Зайниев довел схематичность до уровня гротеска, которая спасает текст от провала, при этом приближая постановку к любым народом комедиям с минимумом психологизма. Все герои носят несоразмерные костюмы. Лидирует в этом Рамиль Вазиев – классический брежневский генерал. Хранительница здоровья района в роли Наили Ибрагимовой напоминает доминатрикс в годах. Военком – воплощение брутальности. Секретарша Гульчира (Гюльвердиева Гузель) постоянно отвлекает от действий вамп-раскраской и полосатыми колготками. Оркестр в клоунских нарядах играет музыка Эльмиру Низамова, которая варьируется от бравурных маршей до голливудских баллад.


Натуральный цирк. Все действие происходит в двух точках – в кабинете главы с пышными шторами (форменный театр) и у дома Гарипова с бутафорским деревом, словно с детского утренника. Все ненастоящее – коттедж и авто крошечные, собака в клетке у прокурора игрушечная. Никому нельзя верить. Боролся ли Сайфи с коррупцией или хотел набить себе цену?

Так что браво режиссеру. Добавить бы к нему текст, который бы тривиальнейшую тему выворачивал так, чтобы зритель не только смеялся от ловко вставленных гэгов, а приходил в ужас – лично бы занесли вяленого гуся. Ведь получилось это сделать у Салавата Юзеева с «Улетными танцами» на малой сцене, после в зале воцаряется кристальная тишина. Здесь же, возможно, зритель усмехнется – и вернется к насущной проблеме: как устроить сына-оболтуса в универ?


Оригинальный текст: http://www.sobaka.ru/kzn/city/theatre/51452

"Собака". Радиф Кашапов. 11.11.2016г.

0
Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра