РусТатEng

«Науруз»: восторг ученичества

Завтра в Казани завершается IV Международный театрально-образовательный форум «Науруз», в котором участвуют представители 30 театров и ведущие театральные педагоги из Германии, Италии, Грузии и России.

 

Ежегодно в мире проводятся сотни театральных фестивалей, а вот образовательных проектов наподобие «Науруза» по-прежнему единицы. Программа форума традиционно включает семинары, мастер-классы и лекции от ведущих специалистов театрального искусства и менеджмента, а также спектакли и творческие встречи.

Открытие «Науруза-2016» состоялось в минувший понедельник в ТГАТ им. Г.Камала, который традиционно выступает организатором фестиваля-форума. В адрес его участников поступили приветствия Президента Татарстана Рустама Минниханова и министра культуры РФ Владимира Мединского. «В четвертый раз в нашей республике проходит форум, завоевавший популярность и любовь театрального сообщества, – говорится в обращении Рустама Минниханова. – От всей души поздравляю вас с этим знаменательным событием! Пусть форум станет площадкой совершенствования профессионалов в области театрального искусства и даст предпосылки к созданию новых неординарных и высокохудожественных произведений».

 Фарид БИКЧАНТАЕВ, художественный руководитель «Науруз»:

«В этом году мы углубили и расширили программу, а сам форум посвящаем театральной педагогике. Сегодня это одно из самых уязвимых и требующих модернизации направлений театрального искусства», – отметил в своем приветствии художественный руководитель «Науруза», председатель Союза театральных деятелей Татарстана Фарид Бикчантаев.

После короткой официальной части участники сразу разошлись по шести творческим лабораториям. Для кого-то это был первый опыт, а кто-то не упустил случая поучаствовать в семинарах и актерских тренингах и второй, и третий раз. Так, напросившись на первое занятие к Юрию Альшицу, одному из ведущих в мире специалистов в области театральных тренингов и куратору одной из творческих лабораторий «Науруза», я заметила довольно много знакомых лиц по предыдущему форуму. А среди «новичков» (преимущественно молодых артистов) явно выделялся, и не только высоким ростом, но и предельным вниманием к каждому слову мастера, ведущий актер Башкирского академического театра им. М.Гафури, народный артист России Хурматулла Утяшев. «Мы часто бываем в Казани, и не только на гастролях. У нас тесные связи и с организаторами фестиваля-форума «Науруз». На мой взгляд, этот проект очень важен для творческих людей, и не только для актеров, но именно для педагогов. Я тоже работаю со студентами и рад возможности сам научиться чему-то новому, – объяснил он свое участие в тренинге. – Жизнь не стоит на месте, и в театральной педагогике появляется много новых направлений, методик преподавания. Юрий Альшиц – всемирно известный человек, он проводит тренинги во многих странах, работает с людьми разных национальностей. И для себя я тоже жду каких-то новых импульсов, творческой подпитки».

По традиции часть участников тренинга, сменив цивильную одежду на спортивный костюм, работала, что называется, в поте лица, выполняя «авторские» упражнения Альшица, сопровождаемые его же интереснейшими монологами о природе актерской профессии. А другая часть записалась на тренинг в качестве «наблюдателей», в их числе и кинорежиссер Салават Юзеев. Впрочем, как выяснилось, он тоже не новичок. «Два года назад, когда проходил предыдущий форум, по совету друзей я побывал на мастер-классе Юрия Альшица. И то, что я тогда услышал, в определенном смысле перевернуло мое сознание. Тема прошлого форума – «Ритуал как основа сценического действия». Буквально через месяц после этого я написал пьесу, в которой тоже обыгрывается тема ритуалов в нашей жизни, и недавно ее премьера состоялась в Камаловском театре», – рассказал Салават Юзеев. По его словам, «Науруз» – это не только учеба. «Это некая живая среда – пульсирующая, вибрирующая и подпитывающая тебя своими токами. И на мой взгляд, это самое ценное. Параллельно я занимаюсь кинематографом, но там, к сожалению, ничего подобного нет».

 

Впервые образовательный форум «Науруз» прошел в июне 2010 года под эгидой одноименного международного театрального фестиваля. Первый форум показал, что образовательные программы подобного формата и тематики актуальны и востребованны. С 2012 года проект реализуется в формате фестиваля-форума

 

«Я третий раз на казанском форуме, и, на мой взгляд, он довольно успешно развивается, – считает Юрий Альшиц, создатель и бессменный руководитель международного центра театрального образования AKT-ZENT. – Многие начинания вспыхивают, но, к сожалению, быстро угасают. А здесь чувствуется перспектива. Во всяком случае, с каждым годом в Казань приезжает все больше интересных людей. Нынче это и руководитель Национального театра Венгрии Аттила Виднянский со спектаклем «Бич Божий», и Сергей Женовач со своим курсом…»

Особо Юрий Леонович отметил тот факт, что впервые в рамках «Науруза» прошел семинар-тренинг, посвященный комедии дель арте, древнейшему искусству актерской импровизации, основанному не только на масках и связанных с ними архетипах человеческого поведения, но и глубоком знании актерами собственной энергии, которую можно и нужно развивать.

Казалось бы, где тюрко­язычные театры и где комедия дель арте? Что между ними общего? По всей видимости, такие сомнения были и у педагога из Италии Клаудио де Мальо – известного в мире специалиста в области комедии дель арте. «Сначала я с трудом представлял себе, как буду работать с людьми, национальную культуру и традиции которых совершенно не знаю, – признался он. – Но от них исходило такое желание узнать для себя что-то новое и двигаться вперед, что это все и решило. В свою очередь они рассказывали мне о Казани, о татарском фольклоре… Словом, у нас сложилась очень творческая атмосфера, и я искренне рад участвовать в этом проекте».


Один из самых ярких моментов форума связан с показом спектакля «Бич Божий» специального гостя «Науруза-2016» Национального театра Венгрии (Будапешт). Созданный по мотивам исторической драмы Миклоша Банфи «Властелин», спектакль посвящен легендарной личности, вождю гуннов Аттиле, который еще при жизни получил прозвище Бич Божий. С одной стороны, «варвар» и «душегуб», с другой – талантливый военный стратег, стоявший, как сегодня бы сказали, у истоков трудного диалога Востока и Запада. Спектакль очень атмосферный, насыщенный смыслами и символикой: на сцене разжигают живой огонь, совершают ритуальные омовения, режут сырое мясо и т.д. Но еще до того, как зрители займут свои места прямо на сцене, «жернова истории» совершат уже не один оборот, не разбирая, кто властелин и кто раб… И только глухие удары шаманского бубна дают понять, что действие магии уже началось…

Всего в рамках форума было представлено пять спектаклей. Среди них лучшие постановки последних лет театра им. Г.Камала «Дон Жуан», «Меня зовут Красный» и «Ходжа Насретдин», а также студенческий спектакль-набросок «Собачье сердце» (ГИТИС, мастерская С.Женовача). Последний интересен уже тем, что это один из первых режиссерских опытов нашего молодого земляка Айдара Заббарова. Примечательно, что работу своих студентов-третьекурсников представил сам мастер – выдающийся российский театральный режиссер, заведующий кафедрой режиссуры драмы РУТИ-ГИТИС профессор Сергей Женовач. Общение с ним и его учениками – безусловно, одно из тех знаковых событий, которые войдут в историю казанского театрально-образовательного форума.

Оригинальный текст: http://rt-online.ru/nauruz-vostorg-uchenichestva/

"Республика Татарстан". Кручина Ольга. 16.06.2016г.

 

0
Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра