РусТатEng

«В ожидании»… ЭКСКЛЮЗИВ!

В театре им. Г.Камала состоялась премьера спектакля«Көтәм сине» (“В ожидании”), ведущей темой которого, если ориентироваться на название, должна была стать тема материнства и супружества. И. Зайниев стремится дать срез современному обществу, чтобы обозначить его “болевые точки”. Палата в роддоме – наше общество в миниатюре, в каждой истории как в зеркале отражаются нравственные проблемы современности. Драматург приглашает зрителей к размышлениям не о феномене материнства, а о месте и роли человека в обществе ХХI в.

Если говорить о параллелях с легендарным спектаклем Т.Миннуллина «Әниләр һәм бәбиләр», то они сводятся к перекличке в теме материнства, в системе образов и хронотопе. Однако перед нами современная драма, поэтому она не отвечает целиком канонам мелодрамы.

В отличие от мэтра, ведущую партию в спектакле о матерях И.Зайниев доверяет исполнить не многодетной матери, а инвалиду. Вслед за Т.Миннуллиным, создатель «Көтәм сине...» активно использует наработки психологического театра. Очевидно, что подавляющее число зрителей, сидящих в зале, испытывает ностальгию по психологическому театру, поэтому живо откликается на задумки писателя и режиссера. В пьесе “Көтәм сине” вместо канонизации материнства мы сталкиваемся с литературной канонизацией инвалида Арслана (А.Сабирзянов). Однако, в отличие от советской литературы, перед нами герой неофициальной «Третьей мировой войны», пострадавший за неизвестные ценности, но не утративший веру в себя и желание жить. Его любовь к медсестре также укладывается в героическую тему (вспомните сюжеты о войне) и привносит лирическую струю в историю с трагическим финалом. Герой отзывчив и чуток к чужим чувствам, всегда готов принять деятельное участие в судьбе женщин. На богатырство его духа указывает его имя Арслан (лев). Герой после взволнованного признания, что операция, которая его ждет впереди, может стать для него фатальной, отклоняется от привычного маршрута и уходит в дверь, за которой нет света.

И.Зайниев не акцентирует внимание на национальной проблематике. В фокусе внимания автора – разные слои общества и человек вообще. Драматург выворачивает наизнанку женщину социалистического реализма – правоверную женщину-мать. Зайнаб-работница предприятия (А.Каюмова) – самая старшая из героинь – по мере развития сюжета в своих монологах развенчивает идеал верного супружества, «любви до гроба» и признается в неверности супругу Ирхаму (А.Арсланов), который «умом» не вышел, чтобы изменять ей. Токсикоз, которым страдает героиня, приобретает символическое значение: желание ее души очистить тело от «грязи» в преддверии материнства.

Драматург выворачивает наизнанку один из идеалов русской литературы, а именно идеал «Сонечки Мармеладовой». Героиня-проститутка Залида (Н. Хайруллина) у И. Зайниева с вызовом бросает в зал реплику, что занималась «древним ремеслом» не только ради спасения больного отца, а потому что это занятие приносило ей удовольствие. Перед нами маргинальный герой современной драмы. Диалоги с сутенером Камилем (Р.Ахмадуллин) обнажают перед зрителем оборотную сторону такого рода «удовольствия».

Тема продажности современных женщин достигает своего пика в сюжетной линии суррогатной матери Адили (А.Миннуллина). Разрыв и недолжное состояние мира подчеркиваются, в частности, драматургом через столкновение «говорящего имени» с натурой человека. Так, например, Адиля – женское имя арабского происхождения, имеющее следующее значение: «справедливая, честная, правдивая, верная». А.Миннуллиной удалось передать желчную, хамовитую натуру своей героини. Шапка на голове героини – визуализация метафоры «ыштыр каплаган» в значении «бесстыжая, бессовестная». Очень яркой и запоминающей получилась сцена стычки с проституткой за спальное место.

И. Зайниев разбивает стереотип о мусульманской женщине-«живой кукле» (ср. Ф.Амирхан «Татар кызы»). Сажида (Л.Файзуллина) – молодая мусульманская женщина, чей ритм жизни задан намазами, само олицетворение живой жизни, источающая энергию молодости. Имя героини соответствует ее натуре: «поклоняющаяся». Сажида излучает радость бытия. Л.Файзуллиной удалось передать непосредственность, наивность, гармоничность мировоззрения своей героини. В своем стремлении все проблемы довести до крайности драматург нарушает принцип «правдоподобия». Трудно представить, что девушка столь наивна, что не осознает, что такое «угроза выкидыша», и в создавшейся ситуации как козочка легкомысленно скачет на кровати и исполняет арабский танец. Это не укладывается в нормы мусульманского этикета и «әдәп». В соответствии с авторской концепцией образа мусульманской женщины в восточном танце на кровати доминирует не грациозность и женственность, а чувственность и телесность.     

 Интеллигенция представлена образами поэтессы Амины (Г.Хамидуллина) и философа Аяза (Э.Талипов), чья рефлексивная природа доведена также до крайности.    

Столь же жестко обошелся драматург и с современными мужчинами. Перед нами возникает галерея бестолковых и беспомощных мужчин, по-своему любящих, но не способных кардинально изменить судьбу своих близких. Близок к этой роли с натяжкой лишь юный спутник проститутки по имени Карим (А.Шайдуллин). Его имя означает «великодушный». Герой разглядел в «жрице любви» -- женщину и верит, что сможет сделать ее счастливой и изменит ее судьбу.

И.Зайниев, размышляя о смысле человеческой жизни, подводит зрителя к мысли, что проблемы самовоспроизводства населения напрямую связаны с состоянием общества вообще. Дети не хотят появляться на свет сегодня, так как мир несовершенен и ценность человеческой жизни девальвирована до крайности.  

Все истории списаны из жизни. И.Зайниев вновь демонстрирует мастерство в выстраивании диалогов. Зрители живо реагируют на шутки героев смехом, порой исповедь героев заставляет впечатлительных прослезиться…. Музыка Э.Низамова работает на усиление нервного напряжения…

Тема апокалипсиса и технократического века нашла самое яркое воплощение в сценографии. Художник Г. Скоморохов оформил больничную палату как инкубатор для выхаживания недоношенных младенцев. Перед нами фантастическая клиника с круглыми дверными проемами, несущими явно символическую нагрузку. Это современная интерпретация мифа о богине Умай. Древние верили, что пещера – это аналог лона женщины, вход в гору – влагалище «горы» (ср. дверь с белыми шторками). В руках Умай – блюдо, где в грудном молоке плавают души еще не родившихся детей. Этот элемент мифа нашел свое воплощение в конструкции кровати: над головами рожениц бассейны, в которых плавают разноцветные шарики. Наличие света / его отсутствие ассоциируются здесь с жизнью/смертью человеческого зародыша. «Чистка» роддома приобретает в спектакле апокалипсический смысл. Санитары появляются в защитных костюмах, словно из фильмов о ядерной войне. Их действия также получают символическое значение. Мир должен очиститься перед тем, как принять из материнского лона новую душу.

Автор акцентирует свое внимание на теме расплаты за грехи. Так, измена мужа влечет за собой гибель ребенка. Для усиления И.Зайниев усиливает мифопоэтический подтекст этого эпизода через историю с погибшим птенцом голубя из детства героя. Детская забава оборачивается нешуточными последствиями. Драматург неслучайно обратил свой взор к голубю, т.к. это, как и лебедь, моногамная птица. Она создает союз один раз и на всю жизнь. Так иносказательно дает о себе знать антитеза верность / неверность.      

   Однако автору все же не удалось, на наш взгляд, подняться в решении разрабатываемой темы на художественную высоту. Картинки с натуры – это еще не все… Актерам удалось создать полнокровные образы. Спектакль получился актерским. Однако бросились в глаза резкие переключения, ничем не мотивированные и неподготовленные,  из плана быта в бытие. От патетических монологов исходила искусственность. Песня также не «вросла» в произведение. Ее создателям не удалось превратить песню в «зеркало души» героев. Спектакль воздействует на наши эмоции, а разум застыл «в ожидании», когда И.Зайниев добьется гармонии содержания и формы. Нам не хватило света и надежды в освещении «вечных тем».


"Калеб". Хабутдинова М.М. 27.04.2016г.

Оригинальный текст: http://kalebtatar.ru/article/2999


0
Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра