РусТатEng
РЕЖИССЕР МИРИАМ ВАЛЬТЕР: «МНЕ КАЖЕТСЯ, ДЖАРМУШ МЕНЯ УБЬЕТ»

РЕЖИССЕР МИРИАМ ВАЛЬТЕР: «МНЕ КАЖЕТСЯ, ДЖАРМУШ МЕНЯ УБЬЕТ»

Оригинальный текст: http://www.evening-kazan.ru/articles/rezhisser-miriam-valter-mne-kazhetsya-dzharmush-menya-ubet.html

Сегодня в Камаловском театре - первая премьера сезона. Это криминальная драма «Вне закона», которую по одноименному киносценарию Джима Джармуша поставила режиссер из Цюриха Мириам Вальтер. 

Это стало возможным благодаря программе «Swiss made в России» швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция». А с актерами-камаловцами Мириам познакомилась еще в июне: приезжала в Казань на театральную лабораторию «Город АРТ-подготовка». Тогда ее эскиз по культовому кинофильму признали одним из лучших.

Мириам Вальтер 28 лет, она изучала современную хореографию в консерватории в Нью-Йорке и режиссуру в университете искусств в Цюрихе. Мириам свободно говорит на пяти языках - немецком, английском, французском, испанском и португальском. Довольно сносно - на итальянском и иврите. С корреспондентом «Вечерней Казани» режиссер общалась при помощи переводчика Анастасии Казаковой. 

- Мириам, как ваши близкие отреагировали на то, что вы летите в командировку в Россию?

- Они привыкли, это у меня уже четвертая поездка в Россию. До этого я два раза была в Перми - ставила там спектакль. И приезжала в июне в Казань. Мама, конечно, боялась за меня поначалу, но не отговаривала. Никто не отговаривал. Меня окружают политически активные люди, они считают, что это очень здорово, когда человек из сферы искусства выезжает за пределы своей страны, чтобы сотрудничать.

- Чей это был выбор - ставить спектакль по киносценарию Джармуша?

- Очень хороший друг мне посоветовал ставить «Вне закона». Это случилось как раз после того, как его знакомого - активиста из Гринписа, который участвовал в мирной акции протеста против добычи нефти в Арктике, - арестовали.

- Незаконно?

- Законы сегодня такие странные и такие суровые, что люди, которые не вписываются в систему, могут попасть в тюрьму ни за что - за то, что они чернокожие, за то, что они гомосексуальные, за то, что несогласные... Без вины виноватым можно оказаться сегодня не только в России - это характерно и для Швейцарии, откуда я родом. В Цюрихе полиция может остановить на улице чернокожего и по надуманной причине заставить его платить какой-нибудь штраф. Тяжело сегодня быть иностранцем в Германии, в Израиле... Как, столкнувшись с несправедливостью по отношению к тебе, не наполниться ненавистью? Очень легко скатиться в ненависть, когда тебя обвиняют в том, в чем ты не виноват. И это очень опасно. Для меня спектакль «Вне закона» - возможность поговорить об этом. Рассказать о людях, которых наказывают за то, что они не вписываются в систему. Показать, как они справляются с этой несправедливостью. Получилась история о дружбе, и в ней немало юмора.

- Как вас приняли в труппе Камаловского театра?

- У меня ощущение, что я попала домой. Еще в июне, на лаборатории, мы сразу стали как одна семья, где царят доверие и любовь. Я уже выучила, как сказать по-татарски «спасибо»: рахмет. Мне здесь очень хорошо.

- В июне вы говорили, что взялись за постановку «Вне закона», потому что собираетесь изучать юриспруденцию. Вы уже начали это делать?

- В следующий понедельник приступаю к занятиям. Я поступила в университет Санкт-Галлена, это недалеко от Цюриха. Если все сложится удачно, то следующие пять лет буду изучать юриспруденцию. Но театр я не бросаю, буду продолжать им заниматься.

- Получается, что сегодня вы - танцовщица, хореограф и режиссер, а в будущем кто?

- Я еще занимаюсь культурной политикой - являюсь президентом театрального профсоюза в Цюрихе. И если мечтать по-крупному, то в будущем я бы хотела работать в министерстве культуры Швейцарии. Мне нужно понимать, как работают законы, чтобы использовать потом эти знания в культурной сфере.

- Какие проблемы решает ваш театральный профсоюз?

- Разные. Например, проблему справедливой оплаты труда. Швейцария - культурное государство, почти все проекты в сфере искусства у нас поддерживаются, и поддерживаются неплохо. Но в последнее время из-за непростой экономической ситуации субсидии начали урезать. Поэтому авторы культурных инициатив пытаются сегодня запросить у государства денег больше, чем им нужно, по той простой причине, что дадут им этих денег намного меньше. Происходит борьба: мы пытаемся доказать политикам, что культура - абсолютно необходимая вещь для любого цивилизованного общества и что нельзя экономить на культуре.

- Мириам, ваши родители - люди из мира культуры?

- Нет. Часть семьи моей мамы - евреи из Украины, сначала они переехали в Австрию, потом в Бразилию. Вторая часть ее семьи - евреи из Польши. Корни отца - в Италии и Швейцарии. Он был банкиром, работал много в Бразилии, где и встретил мою мать. Там они меня зачали, а потом переехали в Швейцарию. Мой отец был алкоголиком и рано умер... Мама была инженером, сейчас работает переводчиком в суде. Она говорит на итальянском, испанском, португальском, английском, французском, немецком языках и на иврите.

- Что, по-вашему, сегодня самое неприятное в театральном мире?

- Неприятно, когда тебя в обществе не воспринимают всерьез. У вас в России искусство еще влияет на общество, в Европе оно теряет свое влияние. Это парадокс: с одной стороны, в Европе художник абсолютно защищен, он может делать все, что хочет, любые акции. А с другой стороны... Возьмем в качестве примера панк-молебен ваших девушек из группы «Пусси Райот». Если бы они сделали это в Швейцарии, их бы показали один раз в новостях, причем мельком. Никакого скандала бы не было.

- Как вы сами отнеслись к акции «Пусси Райот»?

- Я буквально фанат «Пусси Райот». То, что они сделали, было необыкновенно храбро, но только в местном контексте. Я даже представить не могу, что я должна сделать в Швейцарии, чтобы разозлить наших политиков. И чтобы наше государство забеспокоилось так, как оно забеспокоилось в России после акции «Пусси Райот». Это тот самый парадокс: с одной стороны, здорово, что нет никаких угроз для художника в Швейцарии, а с другой...

- Скучно?

- Я говорю скорее о равнодушии, которое определенно опасно для человека. Мне кажется, в любом случае нужно искать что-то такое, что тебя будоражит. Именно поэтому я стараюсь выезжать за пределы Швейцарии и работать в разных странах. Я постоянно в поисках того, что может меня зацепить. Для меня тотальное благополучие - самое ненавистное, что может быть. Да, у вас в России непростая жизнь, но у вас никогда не бывает скучно! 

- Мириам, а Джармуш знает, что вы ставите в Казани спектакль по его киносценарию?

- Мне кажется, Джармуш меня убьет, если узнает... А еще мне кажется, что мы с актерами верно ухватили дух его кино в своем спектакле, и ему понравится постановка, как бы высокомерно это сейчас ни звучало. Конечно, люди, которые владеют правами на сценарий «Вне закона», будут раздражены чуть больше... Мне действительно было бы любопытно узнать реакцию Джармуша...

"Вечерняя Казань". Айсылу Кадырова. 1.09.2015г.
0
Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра