РусТатEng

Как у любой актрисы, у меня есть внебрачный ребенок

В гастролях Камаловского театра в Санкт-Петербурге, которые открылись 5 апреля в БДТ им. Г. А. Товстоногова, участвует народная артистка РТ Фирая Акберова. В аншлаговой «Голубой шали» она сыграла первую жену ишана Хадичу, в субботу зрители увидят ее в роли сплетницы Гарифы в «Банкроте». Уже не первый год почти все театральные героини этой актрисы - колоритные старушки, взрослее Акберовой не на один десяток лет.

Одну из лучших своих бабушек Фирая Бариевна сыграла в комедийном фильме Алексея Барыкина «Семейные хлопоты», который вышел недавно на большой экран. Мастерство перевоплощения этой актрисы удивительно: мало кто из зрителей на встречах со съемочной группой этого кино узнает в Акберовой ту самую старушку.

- В первый раз старушку я сыграла, когда мне было сорок лет, - призналась Фирая Акберова корреспонденту «Вечерней Казани». - Никаких психологических ломок по этому поводу не испытывала. Это красавицам непросто выдавать себя за старуху. А я никогда не была красавицей - я, как говорила Фаина Раневская, всегда была чертовски обаятельна!

Начинала я как актриса-травести: играла мальчиков. Потом начались роли тетенек. Потом - бабушек...

В Камаловском театре я работаю 42 года уже. Меня пригласили в труппу по окончании Казанского театрального училища, куда я поступила с первого раза на курс к Марселю Салимжанову. Тогда набор там был в четыре года один раз, так что сразу после школы, чтобы время не терять, я окончила швейное училище и успела на швейной фабрике поработать: шила верхнюю одежду, доросла до швеи-мотористки пятого разряда...

Я захотела стать актрисой, потому что очень любила родную сестру своей мамы - замечательную актрису Камаловского театра Асию Хайруллину. Она была женщина-праздник! Но когда я призналась ей, что хочу поступать в театральное, Асия-апа была категорически против: «Куда тебе?!». Она пыталась донести до меня, что актерская профессия очень зависимая. Если бы у меня был высокий рост и красота - еще куда ни шло: с такими данными получить роль легче. А я, скажем так, специфическая...

В моей жизни был период - целый год! - когда я... изменяла Камаловскому театру. Тогда начали портиться мои отношения с мужем, и он мне сказал: «Если ты уйдешь из театра, мы начнем жить хорошо». Я ему поверила и ушла работать на телевидение - вела детскую передачу «Эйлэн-бэйлэн». О, это был кошмар! Страшный это был год для меня. Я так скучала по театру, так страдала. Ощущала себя «серой шейкой»: все уточки из моей родной стаи улетели в теплые края, а я осталась зимовать в одиночестве... «Зима» казалась бесконечной. А мои отношения с мужем, что интересно, налаживаться не спешили.

В один прекрасный день актриса Зульфира Зарипова передала мне слова главного режиссера Камаловского театра Марселя Салимжанова: «Фирая! Марсель сказал: «Если Акберова захочет вернуться в театр, я ее возьму». Я прискакала в театр на следующий же день!

Мое возвращение в любимый Камаловский было непростым. Мне сразу дали главную роль в «Казанском полотенце». Но какая из меня героиня? Конечно же, я провалилась. С треском. На волне этого разочарования я решила уйти в декретный отпуск...

У меня двое сыновей. А детей - трое: как у любой актрисы, у меня есть внебрачный ребенок - театр. Да-да, вы не ослышались: театр - это мой внебрачный ребенок. Не все мужья могут смириться с внебрачными детьми. Мой муж - ученый, кандидат биологических наук, далекий от театра человек - не выдержал: ушел...
Я никогда не отказываюсь от ролей, даже от маленьких. Потому что мне приятно и важно чувствовать себя нужной, быть занятой. Потому что актер, когда он не играет, превращается в покрывающийся мхом пень: тяжелеет, дряхлеет.

Роли в кино мне стали предлагать с середины двухтысячных. Сначала был фильм «Бибинур», где я сыграла вредную тетку мальчика, который любил петь. За один день тогда сняли все мои сцены, и заплатили, я почему-то это запомнила, тысячу рублей.

Потом был фильм «Бабай», где я сыграла жену бабая. Потом музыканты из популярной группы «Казан егетлэре» пригласили меня сняться в клипе на песню «Ялгыз ана» («Одинокая мать») - сыграть мать, которая похоронила сына. Я мгновенно согласилась: когда еще мне доведется сыграть трагическую роль?..

С удовольствием вспоминаю я и съемки комедии «Семейные хлопоты».Такая классная у нас там собралась команда! Мы по ночам снимали. Однажды уходим с Люцией Хамитовой со съемочной площадки, время - четыре утра. На улице - никого, город спит, только мы каблучками - цок-цок-цок. Я говорю: «Люция, мы с тобой сейчас - как две шмары после смены!». И мы как начали хохотать! На всю Казань смеялись, остановиться не могли...

Я очень самокритичная. Страшно не люблю смотреть себя в кино. Но в «Семейных хлопотах», как ни странно, я себе понравилась. Старею, видимо: планка снизилась...

Что такое быть бабушкой, я знаю не только благодаря профессии. Я ведь трижды бабушка: меня два внука и одна внучка. Как они меня воспринимают? Без пиетета. Внучка обращается ко мне по имени, недавно выдала: ««Я всех люблю, Фирая. Даже тебя!»...

Чем старше я становлюсь, тем меньше у меня ролей. У меня огромные претензии к современным драматургам: почти все их пьесы - про молодых. А играть хотят актеры всех возрастов. Мне, например, хочется играть, пока я хожу, пока я хорошо слышу и вижу, пока бурлит энергия во мне. Самое главное - это энергия. Если энергии нет, неинтересно смотреть на актера, весь наш секрет - в энергии...

Айсылу Кадырова, газета "Вечерняя Казань", 10.04.2016.

0
Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра