РусТатEng
ПРЕМЬЕРА В КАМАЛОВСКОМ: НА СЦЕНЕ СТРЕЛЯЮТ, В ЗАЛЕ КРИЧАТ

ПРЕМЬЕРА В КАМАЛОВСКОМ: НА СЦЕНЕ СТРЕЛЯЮТ, В ЗАЛЕ КРИЧАТ

Оригинальный текст: http://www.evening-kazan.ru/articles/premera-v-kamalovskom-na-scene-strelyayut-v-zale-krichat.html

Вчера в Камаловском театре сыграли премьеру спектакля Ильгиза Зайниева - музыкальную драму Мирхайдара Файзи и Салиха Сайдашева «Галиябану». Принято считать, что трагическая история про деревенскую красотку Галиябану и двух влюбленных в нее парней - добряка Халила и злодея Исмагила - так же значима для татарского театра, как печальная повесть о Ромео и Джульетте - для мирового. 

Впервые в Казани пьесу Файзи поставили в 1918 году. Режиссер Ильгиз Зайниев стал автором десятой постановки «Галиябану» в истории Камаловского театра. У нового спектакля есть и художник-постановщик (Булат Ибрагимов), и это сбивает с толку: декорации, костюмы и реквизит оставляют впечатление собранных с миру по нитке. Особенно декорации. По центру сцены висит на невидимых тросах окно в деревянной раме, оно обозначает дом главной героини. Пространство позади него занимают треугольные куски мятых тканей с ржавыми разводами: можно, конечно, догадаться, что это крыши соседних домов, но с таким же успехом можно представить, что это обветшавшие шали, которые вывесили сушить после явно неудачной стирки. Тусклое освещение сцены только усиливает подозрение, что новую постановку в Камаловском театре создавали в режиме жесточайшей экономии.

На чем в «Галиябану» не экономили, так это на актерских силах. Режиссер собрал прекрасную команду из двадцати с лишним человек, в которой практически каждый умеет играть не только solo, но и в ансамбле. Заметно, что артистам интересно и удобно друг с другом. На них приятно смотреть и легко воспринимать. А вот расслышать трудновато: то ли в Камаловском проблемы с акустикой, то ли у артистов - с дикцией...

Галиябану играет самая миниатюрная и хрупкая актриса труппы - звонкоголосая Гузель Гульвердиева. В сценах с влюбленным в нее злодеем и богачом Исмагилом (Алмаз Гараев) ее так и хочется назвать Дюймовочкой. По той простой причине, что Исмагил в спектакле - толстенький, в черных брюках и аккуратном черном френче - отчаянно смахивает на андерсеновского Крота. Это невольно сбивает градус трагедии.

Маленькую комедию устраивает в «Галиябану» Фирая Акберова в эпизодической роли старухи Бадиги-ханум. Она выходит на сцену походкой циркового медведя (в зале сразу начинают смеяться и аплодировать). Потом так же неуклюже приплясывает. Смачно - нараспев и повизгивая - произносит свои реплики...

Весь ужас происходящего - Галиябану решили выдать замуж за противного ей Исмагила - понимаешь, когда видишь принявших такое решение родителей девушки. Покорная мамаша (Ильсия Тухватуллина) и трусливый, жадный до денег папаша (Минвали Габдуллин) так себя ведут, что заставляют среди прочего задуматься о том, что, возможно, неумение сказать твердое «нет» и нежелание слышать это слово от других взаимосвязаны.

В финале спектакля любимый Галиябану - Халил, погибает. Обаяние актера Фаннура Мухаметзянова столь велико, что к этому моменту в любви к Халилу вместе с Галиябану готовы признаться все зрительницы: его ироничность и добрый нрав невероятно притягательны. Когда в Халила стреляют, почти весь зал ойкает, ахает и выкрикивает: «Нет!»...

Важная составляющая спектакля - музыкальные фрагменты и вокальные номера. Оркестр под управлением Фуата Абубакирова играет татарские народные мелодии и композиции Салиха Сайдашева так тонко и проникновенно, что на память приходит вывод композитора Филипа Гласса о том, что «музыка - самый элегантный и чувственный язык из всех, на изобретение которых оказалось способно человечество».

"Вечерняя Казань". Айсылу Кадырова. 04.10.2015г.
0
Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра