РусТатEng

Мир фейков. Писатель о том, как отличить, где правда, а где ложь

25 августа в день рождения выдающегося татарского драматурга Туфана Миннуллина труппа театра им. Камала сыграет в его родной деревне в Камско-Устьинском районе спектакль «Запоздалое лето» по пьесе Ильгиза Зайниева.

Почему иногда он пишет пьесы только для себя, и как отличить настоящие ценности от обманок, один из самых востребованных татарских драматургов и режиссёров современной России рассказал в интервью «АиФ-Казань».

Табу на короля

- Ильгиз, кем был для вас Туфан Миннуллин? О чём автор такого уровня мог бы писать сейчас? 


- Мне не пришлось много общаться с Туфаном Абдулловичем, но я считаю его одним из моих воспитателей. Когда я начинал писать в 14 лет, штудировал его произведения, вплоть до того, сколько страниц должно быть в пьесе. Туфан Миннуллин дал мне рекомендацию для вступления в Союз писателей РТ, фактически поручился за меня. Думаю, он сделал бы ещё больше, если бы его молодость пришлась на постсоветский период. Ведь сейчас о многих вещах можно говорить более открыто. 

Хотя свои табу есть у любого автора, в любое время. Например, король Ричард III на самом деле не был таким «уродом телом и душой», каким он описан в драме Шекспира. Когда я ставил этот спектакль, узнал, что этот человек сделал много полезного для своей страны, графства – ввёл пенсии, открыл первую библиотеку. Пришедшая после Ричарда III на трон династия Тюдоров старалась всячески его очернить. Поэтому Шекспир не мог хорошо писать об этом короле в своей пьесе. 

Досье
Ильгиз Зайниев родился в 1987 г. в Аксубаевском районе. Окончил КГУКИ, высшие литературные курсы в Литинституте им. Горького. Автор более 40 пьес, более 10 постановок. Женат, есть дочь.

- Запомнились ваши пьесы «Люстра», «Бросок крысы». Ощущение, что они написаны абсолютно разными людьми. 

- Есть пьесы, написанные для театра, и есть те, что написаны только для себя. «Бросок крысы» - одна из таких пьес. Я знал, что в татарском театре её никто не поставит. Но я очень хотел такую пьесу написать, чтобы понять, откуда берётся в человеке агрессия, почему он превращается в животное, у которого нет ничего святого. В татарской драматургии надо поднимать и эти вопросы… 

Что касается «Люстры», то эта комедия написана в традиционной манере почти 10 лет назад. Она о том, почему людям за 40 трудно найти друг друга. Они не умеют соединиться, отталкивают друг друга, хотя очень стремятся быть вместе. Нужно было, чтобы на голову упала люстра, чтобы мужчина и женщина начали общаться. 


- Что должно случиться, чтобы в обществе стали лучше понимать друг друга?


- Сегодня нам говорят по телевизору, что какие-то люди – наши враги. А завтра пожимают им руки и называют друзьями. Не понимаю, как может всё так быстро меняться… Посмотрите стандартную ленту новостей: там-то был теракт, в другом месте – землетрясение, у певицы появились суррогатные дети, развелась какая-то звёздная пара. Всё это ставится в один ряд, потому что общество живёт без всяких табу. Думаю, каждому надо начать с себя – понять, что для тебя важно в жизни, по каким принципам ты живёшь, чтобы определить фарватер движения, не натыкаться на подводные камни. 

К сожалению, мы живём во время фейков (подделок). Надо постоянно думать, как отличить настоящее от обмана. Самому перепроверять правдивость новостей, качество продуктов, лекарств. Например, до сих пор нет единого мнения о целесообразности детских прививок. Государство говорит, что они обязательно нужны, а в Интернете пишут, что уже никто из продвинутых людей их не делает. Какое  решение в этой неразберихе я должен принять как отец?..  Нет, к введению тоталитарного режима я не призываю. Но везде должны быть «нельзя» - рамки, за которые запрещено выходить. И чтобы это «нельзя» было для всех. Я, например, категорически не приемлю насмешек над религией. Можно высмеивать мулл, священников, но веру – никогда. 


Губайдулина и Чингисхан


- Слово «запрещено» используют для описания ментальности немцев: если есть запрет, никто не посмеет его нарушить. А какое слово характерно для татарского менталитета?  

- Мы очень часто повторяем слово «инде» («уже, уж» или «теперь, сейчас». - Прим. ред.). Скажем не просто «да» или «так», а «да уж», «так уж». Я заметил, что «инде» часто встречается и в моих пьесах, стараюсь его избегать. На мой взгляд, оно придаёт речи говорящего пассивное отношение к тому, о чём он говорит: «Я это знаю. Но что с этим поделаешь?» или скрытый призыв «Сделай уже ты это наконец!». 

- Поэтому вы хотите, «чтобы во всём мире узнали, что есть татарский театр»?

- Я не призываю наш народ страдать «звёздной» болезнью. Но мы должны не только потреблять, а дать что-то миру. А пока что из известных в мире татар могут назвать Мусу Джалиля, Рудольфа Нуриева, Софью Губайдулину. Ну, ещё Чингисхана, не понимая, что он не тот татарин. 


- А Тукая?

- При всём уважении к Тукаю не стоит забывать, что возле него была целая плеяда писателей. По моим ощущениям, Фатых Амирхан, чьё 120-летие в этом году прошло совершенно незаметно, был намного популярнее Тукая. Он был лидером передовой татарской молодёжи, сидя в инвалидном кресле. Вдохновлял того же самого Тукая. Почему про него сегодня ничего не говорят, не пишут?


Круговая порука

- Сейчас вы работаете над новой постановкой. Что это за пьеса? 

- Премьера состоится 7 ноября. Это традиция нашего театра - после кончины легендарного главного режиссёра ТГАТ им. Г.Камала Марселя Салимжанова Фарид Бикчантаев (ныне главный режиссер ТГАТ им. Г.Камала. - Прим. ред.) обещал каждый его день рождения отмечать премьерой. В этом году это будет постановка по пьесе Зульфата Хакима - сатирическая комедия про учителя химии, придумавшего лекарство от взяточничества. После того как об этом напечатали в газете, все чиновники района ломают голову над тем, как отнять у него эти таблетки. Для постановки выбрана необычная для татарского театра форма – более гротескная и в манере игры, и в декорациях, и в костюмах. 


- Какова ваша сверхзадача? Есть ли панацея от взяточничества? В антикоррупционной стратегии и РФ и РТ сказано, что полностью изжить коррупцию невозможно. 


- Мы предлагаем просто поразмыслить на эту тему, обдумать с разных сторон, почему так происходит. 
Когда наши чиновники объявляют войну коррупции, почему-то вспоминается шутка: «Вчера прошёл фестиваль «Рок против наркотиков». А завтра пройдёт фестиваль «Пчёлы против мёда».

Она появилась в 90-е годы после рок-фестиваля, на котором собирали средства для борьбы с наркоманией и алкоголизмом. Тогда наркотики и алкоголь были спутниками большинства рок-звёзд, многим из них стоили жизни, здоровья… Думаю, обвинять в коррупции только одну сторону невозможно. Это как вирус, который не умрёт, пока не очистишь весь организм. Как разрушить эту круговую поруку? Думаю, что коррупционные проблемы России уже вышли на этот уровень.


Оригинальный текст: http://www.kazan.aif.ru/culture/person/mir_feykov_pisatel_o_tom_kak_otlichit_gde_pravda_a_gde_lozh

"Аргументы и факты". Ольга Любимова. 28.08.2016г.


0
Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра