РусТатEng
Самый обсуждаемый спектакль Фарида Бикчантаева: как слон растоптал надежду

Самый обсуждаемый спектакль Фарида Бикчантаева: как слон растоптал надежду

Оригинальный текст: http://kazafis.u/feed/39370 

Кулисы закрываются, а ты сидишь в зале и просто не можешь поверить, что на самом деле веселая история прерывается на тяжёлом моменте, на угрюмой ноте. Это шокирует и стирает всё впечатление от комедии, превращая её в какой-то хоррор. Тебя, как провинившегося кота, тыкают носом в российскую реальность, заставляя понять, что за шутками-прибаутками кроется ужасная правда: мы так и не перестали быть рабами. Но не потому, что режим у нас «кровавый или Путин такой тиран, нет. Рабство — оно внутри. И только нам решать, падать ниц перед власть имущими, как чернь, или стоять с гордо поднятой головой, как Ходжа Насретдин. Выбор за нами. И винить в своих бедах надо только себя.И всё же, стоит ли пойти на этот спектакль? Непременно! Подавленность от такого финала быстро забывается, а приятное впечатление от высочайшего профессионализма камаловцев остаётся.Впрочем, давайте с самого начала.Мы давно привыкли, что за пару месяцев до премьеры фильма можно посмотреть его трейлер. Для кино это — норма, а вот театр такое не практикует. Максимум афишу повесят и на сайте напишут пару строк. Но проводить полномасштабную пиар-акцию в преддверии нового спектакля. Такого ещё не было. Тем удивительнее было увидеть трейлер к постановке «Ходжа Насретдин режиссера Камаловского театра Фарида Бикчантаева.Дело не ограничилось одним лишь видео. В соцсетях можно было наблюдать за путешествиями Ходжи и его ослика в режиме реального времени. Вот он в Париже, вот знакомится с красоткой Кейт Миддлтон и королевой Елизаветой II, а вот, наконец, прибыл в Казань. Так нас ещё не интриговал никто! И не зря. Спектакль оказался похожим на китайский «связанный чай: то, что сначала кажется неказистым шариком, в прозрачном чайнике раскрывается в прекрасный цветок.Начинается эта история довольно странно: толпа людей жалуется на какого-то слона. Откуда в Волжской Булгарии слон? И чем он так провинился? Непонятно. Поэтому всё внимание приковывают к себе декорации Сергея Скоморохова, которые похожи на ожившие полотна Дали и творения Гауди. Они одновременно зыбкие и основательные, лёгкие и каменные. Но от их разглядывания нас отвлекает не кто-нибудь, а сам Ходжа Насретдин (его играет Фанис Зиганшин). Он выходит на сцену прямо из зала, ведя под уздцы верного ослика! Тем, кто сидел в проходе, удалось даже потрогать (и учуять!) животинку. Шёл он на удивление послушно, демонстративно опровергая стереотипы об ослином упрямстве.Насретдин, который славится своим умением выпутываться из любых ситуаций, должен разобраться с непростой задачкой. К его дочке Сальви (эта роль досталась Лиане Ахмеровой) сватается богатый старик Бики (Ринат Тазетдинов). А девушка, естественно, уже отдала сердце нищему пареньку. Загвоздка в том, что Ходжа перед Бики в долгах, как в шелках. И это беспокоит абсолютно всех, кроме самого Насретдина. Ведь он — живое воплощение образа суфия из восточных притч. Не Будда, не седовласый мудрец, не девона из «Сумеречного дозора, а хулиганистый и хитрый дервиш. Его слова и действия настолько непредсказуемы, что любая попытка их оспорить приводит стопроцентному одурачиванию оппонента. Недаром преподаватели логики так истово ненавидят суфизмы! Ходжа виртуозно обводит всех вокруг пальца, умудряясь и дочь спасти от нежеланной свадьбы, и судьям доказать, что никому ничего не должен, да ещё и новым халатом разжиться.В таких случаях обычно пишут, что актёры потрясающе играют все эти эпизоды. Ну или: «Артисты прожили каждый миг на сцене. Но здесь эти определения совсем не подходят. Потому что они просто отжигают! Нет ни одного статичного персонажа, каждый — яркая индивидуальность. Например, жена дервиша Гульбану (Миляуша Шайхутдинова) мастерски воплощает образ алчной бабёнки, которая за новую жилетку готова продать родную дочь. Мулла (Ильтазар Мухаматгалиев) очень хлёстко обличает религиозных деятелей, погрязших в догматах и напрочь забывших о Всевышнем. А уж цирюльника даже словами не описать! Это гламурное чудо с фиолетовыми волосами, от «мастерства которого у Ходжи из лысины бьёт струя крови (здесь зрители визжат, визжат, закончили визжать), надо просто один раз увидеть.Я даже не помню, когда в последний раз так смеялась в театре. И дело не только в остроумном тексте и абсурдных ситуациях, но и в подаче, которая словно щекочет и заставляет заливаться ещё громче. Бикчантаев признался, что репетиции проходили крайне тяжело. Наверно, поэтому на спектакле так «отрываются. И вот сидишь ты, веселишься, а в голову ненавязчиво лезет мысль, что где-то здесь подвох. Не может всё быть так легко и хорошо. Мысль очень тонкая, словно вплетённая в музыку Эльмира Низамова (да-да, он и к этому спектаклю приложил свою руку). Ты отмахиваешься от неё, думаешь: «Ой, всё!, но она продолжает присутствовать в фоновом режиме.Тем временем, на сцену снова выходит мрачная толпа с жалобами на слона. На этот раз становится понятно, откуда он взялся: хан Зихангир (Ильдар Хайруллин) приказал жителям Кузнечной Слободы его содержать. Этот боевой не только ест, как... ну, как слон, разоряя стога крестьян. Он рушит дома, топчет кур и коров, а иногда под его тяжёлую поступь попадают люди. Народ мечтает, чтобы хан забрал его обратно и хочет отправить к Зихангиру посла с челобитной. Выбор падает на Ходжу Насретдина, который после многочисленных попыток отвертеться, всё же, попадает во дворец.Там он показывает нам всем простую истину, которую студентам юрфака вдалбливают в головы пять лет подряд: любой чиновник, будь то глава государства или завканцелярией — всего лишь должностное лицо. Не фараон, не бог, а обычный человек, государственный служащий с полным набором обязанностей перед гражданами. И поэтому разговаривать с ними надо на равных, а не ползая на брюхе. Ходжа Насретдин с порога заявил хану, что любой пахарь для страны куда важнее царя, чем покорил Зихангира окончательно и бесповоротно. А потом ещё и обдурил, заставив уступить ему на сутки свой трон.Здесь начинается самое интересное. На приём к правителю просится целая делегация из Кузнечной Слободы. О, как они учили слова перед такой важной аудиенцией! Крестьяне сутками тренировались хором произносить фразу: «Ваш слон скоро сожрет всех нас!. Но стоило им оказаться во дворце, как от единства и решимости не осталось и следа. Раболепие ударило в голову и не дало сказать то, зачем они пришли. А самому «смелому только и оставалось заверить хана, что слона его весь народ обожает. И мечтает, чтобы ему прислали самочку для создания потомства... а то мало же одного чудища. Надо сотню таких, а то и тысячу.В этот момент даже невозмутимый дервиш не выдержал. Он снял царские одежды и ушёл прочь со своим осликом. Потому что не может нормальный человек жить в стаде баранов, которые готовы навлечь на себя огромные страдания, лишь бы только не прогневать государя. А на горожан опустилась огромная тень слона, затмив собой весь мир и раздавив веселье, надежду, радость и лёгкость, которыми был пропитан спектакль. Тонкое предчувствие беды, что мельтешило на заднем плане, материализуется и со всей силы бьёт тебя по голове. И в этот момент кулисы закрываются.Самое интересное, что произведения Саадаллы Ваннуса и Наки Исанбета, на основе которых создан камаловский «Ходжа Насретдин, заканчиваются хорошо. Но режиссёр посчитал, что дух времени требует иного. Казань Fis.

Ольга Гоголадзе. 8.02.2015г.
0
Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра