РусТатEng

Нияз Игламов: «Детский театр сегодня – одно из самых уязвимых направлений в театральном искусстве»

В Доме актера имени М. Салимжанова в Казани началась трехдневная творческая лаборатория «Свободная сцена». Тему — детский театр — предложил главный режиссер Камаловского театра и председатель татарстанского отделения Союза театральных деятелей России Фарид Бикчантаев.

Среди участников — представители Татарского государственного театра кукол «Экият», Казанского ТЮЗа, «Пакет-театра», казанского камерного театра «Сдвиг», независимого бэби-театра «Хочу туда где», а также театров из Набережных Челнов, Мензелинска, Буинска, Зеленодольска и Ульяновска.


Творческую лабораторию открыл главный режиссер московского театра Образцова Борис Константинов, который рассказал о творческом методе режиссера театра кукол. Об основных тенденциях современного детского театра рассказала Марина Корнакова, директор-распорядитель Российской Национальной театральной премии «Арлекин», аналога «Золотой маски».

«Наши спикеры — одни из самых передовых специалистов на сегодняшний день. Так повезло, что мы смогли их собрать в одном месте и в одно время, — отметила организатор мероприятия, зампредседателя Союза театральных деятелей Татарстана, директор Дома актера имени М. Салимжанова Эльмира Фатхуллина. — Мы очень благодарны им за это».


Мастер-класс коллегам дал завлит театра имени Камала Нияз Игламов. В беседе с корреспондентом ИА «Татар-информ» он отметил, что детский театр сейчас — уязвимое направление в театральном искусстве.

«Во-первых, детскими спектаклями зачастую закрывается план, они достаточно схематичны, поверхностно подходят к исполнению своих обязанностей. У театра кукол свои проблемы — проблемы режиссерские прежде всего, проблемы кукольные, проблемы бедности, которые не позволяют взять то, что хочется. Там куча проблем, но самая главная проблема, которая касается всех в этом мире сегодня, — это изменение психологии детского восприятия. Сейчас дети более визуализированы, они не настроены слушать слово, им интереснее смотреть действие, а это не всегда учитывается. К этому не надо относиться плохо, но так сейчас происходит. Дети родились в эпоху последней информационной революции, в эпоху интернета, тотальной Сети, где, в общем-то, есть все. У этих детей механизм запоминания, механизм коммуникации друг с другом, с искусством, с родителями изменился, а театр еще не изменился настолько, чтобы уловить эти нюансы. Но их все равно нужно в той или иной степени улавливать, а куда деваться? Потому что это наши дети, мы ведь не можем сказать: "Дети виноваты, что не поняли наше великое искусство". Может, это мы что-то не додали детям, может, это мы что-то не так сделали, — поделился мнением Нияз Игламов. — Рано или поздно сменится эта парадигма, театр начнет коммуницировать с сегодняшней детской аудиторией. Это произойдет так или иначе, но мы хотим, чтобы это произошло, как можно скорее».


«Эта лаборатория — попытка встряхнуть мозги театральных деятелей, устроить мозговой штурм, чтобы у них запустились механизмы переоценки своей деятельности. Чтобы они начали креативить», — сказал о задачах «Свободной сцены» завлит театра Камала.

После мастер-классов участники лаборатории из Дома актера переместились в ТЮЗ — там показывают спектакль «Маленький принц» по одноименному произведению Экзюпери. Над постановкой работал режиссер Туфан Имамутдинов. Также в программу трехдневного интенсива вошел спектакль «Дети и эти» по тексту Григория Остера. Постановку, над которой трудились Родион Букаев и Регина Саттарова, покажут в творческой лаборатории «Угол».

О выборе спектаклей для программы лаборатории рассказала директор Дома актера имени М. Салимжанова.

«Они (постановки — прим. Т-и) особенные в том плане, что это попытка понять современного зрителя и представить то, что детям сейчас интересно. Если мы говорим о детях в 90-х годах, то это клиповое мышление. Сейчас это пиксельное мышление. Очень сложно заинтересовать их, потому что есть много аналогов — кино, квесты, мультфильмы», — сказала Эльмира Фатхуллина.

Лаборатория завершится 12 мая подведением итогов и вручением сертификатов. Как говорит Нияз Игламов, результаты «Свободной сцены» будут, но не сразу.

«Мы не ждем походу никаких результатов — это невозможно. Ведь даже если человек поставил "неправильный" спектакль, если он вдруг понял, что надо по-другому, он же не станет переставлять спектакль, который идет, который в репертуаре. Нужно дождаться, чтобы все мысли осели в голове, переварились, чтобы он как-то подобрал новый материал. Должны пройти месяцы, а то и годы. Это нормально. Но в течение какого-то обозримого будущего, близкого, мы ждем ярких, интересных постановок».


Оригинальный текст: http://www.tatar-inform.ru/news/2017/05/10/552473/

"Татар-информ". Динара Сиразеева. 

0
Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра