РусТатEng

Нияз Игламов: «В новом сезоне мы поставим лучшую в истории пьесу на татарском языке»

«Без ветрил» Карима Тинчурина. Это, на мой взгляд, лучшая пьеса на татарском языке. Это сложнейшее по своей структуре и поэтике произведение, которое в чем-то превосходит такие пьесы, как «Бег», «Самоубийца», «Баня» и другие сатирические пьесы 20-х годов. Это очень мощная политическая сатира. И кто там мишень сатиры — сразу не разберешься. Пьеса очень сложна композиционно. Сатире там подвергаются все — и богатые, и бедные, представители всех сословий и классов, но в основном дураки, хамы, невежественные люди, рвущиеся к власти. Пьеса охватывает 20 лет российской истории: от времен реакции после первой революции до НЭПа. И в чем уникальность — там есть главный сквозной герой Батырхан, появляющийся во всех частях. И в каждой части есть свой главный герой, который подвергается высмеиванию, потому что он либо отстал от времени, либо, наоборот, забежал со своими претензиями вперед. Например, Мисбах хаджи как представитель реакционного купечества должен бы, по логике, появиться в первой картине, так как это «его» время, но драматург знакомит с ним читателя в период между Февральской и Октябрьской революцией, когда все его потуги и желание властвовать смешны и жалки. Этим достигается поразительный эффект, а главное — четче высвечивается характер главного героя Батырхана. Словом, это великая пьеса. Не случайно спектакль «Без ветрил» в 1958 году стал первым художественным произведением, получившим премию им. Тукая.

У советских пьес есть один странный эффект. Иногда голоса персонажей, которые вполне сознательно драматургом выписаны как отрицательные, в силу изменения внешних причин, обстоятельств общественной жизни начинают звучать совершенно иначе, и от этого возникает какой-то колоссальный объем характера. Тот же Батырхан. Сегодня он воспринимается не как политический проходимец, но радетель за судьбу народа. И хотя он совсем не ангел, многие его слова звучат пророчеством, а судьба завершается трагически — по его следу идут славные чекисты, ГПУ. Спустя 10 лет прервется жизненный путь самого драматурга и не его одного. Можно сказать, что канула в вечность целая эпоха, была практически уничтожена огромная часть татарской культуры... К сожалению, сейчас очень мало ставят советскую драматургию 20-х годов, а это настоящий кладезь. Удивительно, на пороге серьезных тоталитарных сдвигов появилось великое искусство, так называемый русский авангард. Это и для татарской культуры было великое время. Такташ, Тинчурин, Бурнаш, Сайдашев, Ибрагимов, Галяу... Фарид Бикчантаев давно примеривался к этой пьесе, давно хотел поставить. Но что-то его останавливало. И вот совершенно неожиданно с предложением поставить «Без ветрил» к нам обратился Георгий Цхвирава — известный российский режиссер, в прошлом главреж Казанского ТЮЗа, главреж Омской драмы. Сам выбрал эту пьесу. И, надо сказать, именно сегодня тема «Без ветрил» очень актуальна. Мы живем на пороге каких-то не очень светлых сюжетов. Может быть, конечно, все и рассосется, но пока в России ничего само не рассасывалось. И это именно то время, которое описывает в «Без ветрил» Карим Тинчурин. Время накануне. И эту пьесу вполне можно поставить так, что по нынешним временам она вызовет какой-то запрет, но Георгий Цхирава — очень мудрый и опытный человек. Думаю, у него нет желания эпатировать публику, но, напротив, сделать глубокий, сильный спектакль.

Полный текст на портале "БИЗНЕС online" http://www.business-gazeta.ru/article/139874/ 
0
Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра