КИЛМЕШӘК / ПРИШЛЫЙ
До начала осталось:
КИЛМЕШӘК / ПРИШЛЫЙ
00
дней
:
00
часов
:
00
минут
:
00
секунд

«Может, тогда и не открываться вовсе, если вызовем этим только негатив?»

Суббота 30.05.2020

Zoom-закрытие сезона в Камаловском — сколько заработал «Мэхэббэт FM», что делала в бане Ляйсан Файзуллина, чем займется Нияз Игламов

В пятницу в театре им. Камала подвели итоги 114-го сезона — из-за пандемии коронавируса он закончился раньше, а актеры ушли в отпуска в июне. О том, какой татарский спектакль стал самым популярным у самоизолированных зрителей и чем директора Якупова не устраивает «шахматная рассадка», — в материале «БИЗНЕС Online».

КАРАНТИННЫЕ ПОТЕРИ — 15 МЛН РУБЛЕЙ И 24 ТЫС. ЗРИТЕЛЕЙ

Закрытие 114-го сезона театра им. Камала прошло накануне в обстановке, непривычной для 2019 года, но такой обыденной для года 2020-го: на экране большой сцены актеры и администрация со своими детьми, семьями и дачами улыбались из квадратиков Zoom’а, что само по себе выглядело как театральный перформанс. Директор театра Ильфир Якупов и главный режиссер Фарид Бикчантаев общались с этим «стоглавым монстром» из зрительного зала, причем с максимально открытым забралом — снимая маски и перчатки во время беседы.

Журналисты же присутствовали в офлайн — они смогли пройти внутрь только после проверки температуры и в брендированных масках театра. Как стало ясно из дальнейшего отчета директора Якупова, как раз бренд театра из-за коронавируса не пострадал — в соцсетях и на сайте Камаловский оставался на связи с публикой и получал от нее обратную связь. Причем не только виртуальную — на продаже просмотров видеозаписей спектаклей театр заработал 350 тыс. рублей.

Число подписчиков в YouTube выросло на 900%, а видеозаписи архивных спектаклей собрали 210 тыс. просмотров за два месяца карантина! Самым рейтинговым стал легендарный «Старик из деревни Альдермеш», который посмотрели 40 тыс. раз

Якупов поблагодарил коллектив за то, что никто не нарушил самоизоляцию, и озвучил подробную статистику (несвойственная для государственных учреждений культуры открытость) сезона — всего в театре прошло 4 премьеры, 253 мероприятия, в театр пришли 104 тыс. зрителей, а заработало учреждение 48,6 млн рублей. Недополученный доход составил 15,6 млн рублей. Также театр недосчитался зрителей: 23,8 тыс. человек в большом зале и 641 — в малом. Тем не менее в отсутствие офлайн-мероприятий вырос интерес к онлайн — проекты Камаловского смотрели из России, США, Финляндии, Германии, Бельгии, Турции. Число подписчиков в YouTube выросло на 900%, а видеозаписи архивных спектаклей собрали 210 тыс. просмотров за два месяца карантина! Самым рейтинговым стал легендарный «Старик из деревни Альдермеш» с Шаукатом Биктемировым в главной роли, который посмотрели 40 тыс. раз. Среди платных спектаклей текущего репертуара на первом месте оказался «Мэхэббэт FM» — его сборы составили 702 билета при выручке в 59 тыс. рублей. Аудитория театра в «Инстаграме» выросла на 25%, а за тем, как Ляйсан Файзуллина топит баню, наблюдали 30 тыс. человек.

Пока актеры развлекали зрителей в соцсетях, звуковая и видеогруппы театра работали над видеозаписями спектаклей, переводчики создавали к ним субтитры на русском и английском языках. С 1 июня коллектив уходит в отпуск и рассчитывает вернуться 15 июля, чтобы приступить к репетициям. Их каникулы удачно совпали с образовательным форумом «Науруз», который в этому году пройдет в онлайн-формате, так что артисты смогут совместить отдых с обучением новому. Все работники Камаловского получили отпускные, а на следующей неделе им придут гранты — по словам Якупова, с этой стороны театр ничего не потерял.

«ТАКОГО РОДА СПЕЦИАЛИСТОВ НЕТ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРАХ»

Главный режиссер театра Бикчантаев рассказал, что в августе ожидается премьера спектакля Ильгиза Зайниева «Женюсь.tat», который должен был выйти еще в апреле. Как рассказал сам Зайниев «БИЗНЕС Online», это будет довольно злая постановка о современности. Возможно, пандемия найдет отражение и в финальном варианте пьесы. Другой премьерой станет постановка победителя конкурса «Новая татарская пьеса» Артура Шайдуллина «Не заскучаете ли?», которую поставит сам главреж. Ее читка прошла в театре 10 марта. Любопытно, что онлайн-репетиций, в отличие от других театров, в Камаловском не было — главный режиссер не видел в этом смысла. Еще два проекта, в малом и большом зале, готовит Айдар Заббаров, но их деталей в Камаловском пока не раскрывают.

Еще одним — неозвученным — итогом сезона стала смена должности многолетнего завлита театра Нияза Игламова. Как писал «БИЗНЕС Online», теперь он руководит спецпроектами, а его место заняла Гульшат Фаттахова, которая получила образование в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (РГИСИ) и работала завлитом в таких солидных петербургских театрах, как БДТ им. Товстоногова и Молодежный театр на Фонтанке. Якупов заверил корреспондента «БИЗНЕС Online», что «смена кресла» Игламова и приход Фаттаховой означает лишь усиление литературной части театра: «Я не думаю, что это уход или переход, что его обязанности резко поменяются. Время идет, и нам надо быстрее развиваться. Руководитель литературной частью должен больше и чаще работать с драматургами, какие-то материалы дописывать, какие-то — искать. На это у Нияза не хватало времени, и я это прекрасно понимаю, потому что он участвовал в фестивалях и так далее. Такого рода специалистов нет в национальных театрах. Хорошо, что Гульшат вернулась из Санкт-Петербурга и уже с прошлого года у нас в штате. Она знает татарскую драматургию, выросла на ней, и в то же время у нее большой кругозор, как у Нияза».

«ЧЕЛОВЕК ПРИХОДИТ ПОДНЯТЬ НАСТРОЕНИЕ, А МЫ ЕГО БУДЕМ ПОЛНОСТЬЮ УБИВАТЬ»

При благоприятной обстановке в России в середине августа Камаловский поедет с гастролями в Москву в рамках празднования 100-летия ТАССР. В театре переживают из-за посещаемости после карантина, поэтому предполагают, что в сентябре спектакли будут выходить два-три раза в неделю. Как уточнил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Якупов, это будет зависеть от реакции зрителей: «Все покажет ситуация. Мы откроем сезон, полностью сделаем афишу и посмотрим, как на это отреагирует зритель. В зависимости от этого и построим график показа спектаклей. Многие спрашивают: „Придут ли к вам зрители?“ Это тоже непонятно. Мы же не знаем, чего боится население. Заразиться на спектакле, выйти на улицу? Тут есть много вопросов. Пока я могу представить только полное снятие ограничений».

К предложенной министерством культуры РФ рассадке зрителей в шахматном порядке директор театра им. Камала относится скептически. «Люди приходят, чтобы отдохнуть. А если за ними будет бегать билетер и говорить: „Не подходи близко, надень это, надень то…“ — их настроение сразу упадет. Зачем они тогда пришли? Может, тогда и не открываться вовсе, если мы вызовем этим только негатив нашего же зрителя?» — недоумевает Якупов.

Тем не менее директор Камаловского допускает возможность открытия половины зала — пока этот вопрос изучается. «Я посмотрел практику других европейских театров: там поставили рядом два места, через метр-полтора еще одно, потом — еще два. А как зрители будут проходить к своему месту, заходить в зал? Если сначала запускать одних, потом других, опять столкнешься с негативом. Люди не могут сразу попасть из дома в зрительный зал, они должны доехать до театра, пройти через вестибюль. Все это взаимосвязано. А если мы будем жестко контролировать и делать замечания, то вызовем негатив. Человек приходит поднять настроение, а мы его будем полностью убивать», — считает директор Камаловского.


"Бизнес - Online". Валерия Завьялова. 30.05.2020.





Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра
Ошибка, введите корректный адрес