РусТатEng

Сатира как универсальная таблетка

Камаловский театр без всякого преувеличения можно назвать точкой притяжения татарстанских театралов. Ни одна премьера этого храма искусства не остается незамеченной. В этом сезоне камаловцы решили порадовать своих поклонников актуальностью новой постановки. В спектакле «Чудо-таблетка», поставленном по пьесе известного татарского драматурга Зульфата Хакима, затронута одна из извечных российских проблем – коррупция. «Уволенный учитель химии Сайфи разработал лекарство от коррупции и хочет распространить этот препарат не только в своем районе, но и по всей стране» - такова завязка сюжета. Сатирический уклон этой постановки очевиден. Чем еще порадует зрителей премьера?

Об этом «ЭТ» рассказал режиссер данной постановки Ильгиз Зайниев.

- Чем обусловлен выбор столь острой темы?

- Театру для репертуара нужна была современная пьеса. И эта пьеса вызвала во мне наибольший отклик.

Почему такая тема? Понятно, что ее актуальность не вызывает сомнений. Кажется, она из категории вечных российских тем. И, вместе с тем, это совсем не сиюминутная дань моде. Сатира, мне кажется, позволяет подняться над сегодняшней актуальностью.

Но мне эта пьеса понравилась не только этим. Самое главное, что в ее рамках можно поиграть с формой и природой существования актеров на сцене. Я постарался использовать несколько гротесковую форму. Этот спектакль – это не школа переживаний. Физика актера используется больше, чем его эмоциональная сторона. Внутреннее содержание отчасти уступает место внешней форме. Это было мне интересно. И пьеса Хакима для этого очень подходит.

- Академический статус вашего театра не входит в противоречие с немного приземленной темой?

- Этот статус наоборот призывает нас заниматься абсолютно разными жанрами и стилями. Мы не в Москве, где более 300 театров и каждый может выбрать себе специализацию. Мы же, в наших условиях не можем ограничиться только детскими спектаклями, либо только классикой или музыкальными спектаклями… Поэтому мы занимаемся всем. У нас широкий фронт работ – и бытовые проблемы, и социальные, и межличностые.

- Можете раскрыть какие-то изюминки спектакля, не раскрывая сюжет?

- Там будут музыкальные номера. Будут танцы, но песен не будет. Вообще музыка играет большую роль в этом спектакле. Ее специально для нас написал Эльмир Низамов – создатель известной оперы «Черная палата», композитор практически мирового уровня. Его музыку будет исполнять живой оркестр. В современных пьесах у нас живой оркестр пока не использовался.

Как я уже говорил, в спектакле используется стиль, который бы я охарактеризовал как гротесковый. Это ближе к цирку, к клоунаде. Истоки этого искусства в комедии дель арте, когда один и тот же сюжет на рыночных площадях преображался благодаря импровизации актеров. Наши персонажи – по сути маски. Они сделаны плоско, поэтому больше напоминают картонных. Их качества в спектакле доведены до абсурда. Злодей у нас и есть злодей. При такой форме все возможные недостатки пьесы превращаются в ее достоинства. Карикатурные образы позволяют через смех ярче представить проблему.

- В чем социальный посыл спектакля?

- Это не сплошное морализаторство. Мы же – не какие-то буки, которые всех учат, как надо жить. Задача искусства – выявить больные точки общества. Заставить людей, как минимум, задуматься над этим. Наша цель показать явление – а люди уже будут решать, что с этим делать. Даже если мы не сможем ответить на вопросы, мы все равно должны их поднимать.

- У ваших персонажей есть реальные прототипы?

- Нет. Это собирательные образы. Актеров с первого курса учат впитывать чужие образы как губка. Что-то они подсмотрели у одних, что-то у других – привычки, повадки. Интонации… Это все элементы актерского мастерства.

Я считаю, что придумать в искусстве что-либо невозможно. Как говорили великие композиторы, надо брать у народа, усовершенствовать и опять дарить народу. Когда ты берешь что-то живое, перерабатываешь, то в результате всегда получается что-то настоящее. А когда сюжет и игра надуманы, это сразу видно. Я сам как драматург мало что сочиняю. Напрямую не беру, но и истории, и персонажи мои имеют под собой реальную почву. 

Дмитрий Смирнов, журнал "Эксперт Татарстан", ноябрь 2016.

0
Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра