РусТатEng
Иногда они возвращаются: в Камаловском театре в десятый раз поставили «Галиябану»

Иногда они возвращаются: в Камаловском театре в десятый раз поставили «Галиябану»

Оригинальный текст: http://realnoevremya.ru/today/15233

ТГАТ им.Г Камала накануне открыл сезон вполне традиционно – «Голубой шалью». А уже сегодня публике будет предложена первая премьера нового сезона на большой сцене – музыкальная драма Мирхайдара Файзи «Галиябану». В принципе, в репертуаре Камаловского театра спектакль про Ромео и Джульетту из татарской деревни присутствует практичяески постоянно. На этот раз к драме Файзи обратился молодой режиссер Ильгиз Зайниев. На пресс-показе «Галиябану» побывала корреспондент «Реального времени».

В десятый раз

Постановка Ильгиза Зайниева – это десятое обращение театра к пьесе Мирхайдара Файзи. Любопытно, что впервые спектакль по этой пьесе увидел свет рампы в Оренбурге, а не в Казани. «Галиябану» поставила здесь труппа «Ширкат», это было в 1917 году. Узнав об этом и о том, что «Галиябану» пользуется у зрителей спросом, руководитель легендарной труппы «Сайяр» Габдулла Кариев решил поставить этот спектакль в Казани. Казанская премьера состоялось в не самое спокойное время – весной 1918 года.
После этого камаловцы обращались к драме Файзи еще восемь раз, предыдущую постановку в 1991 году сделал очередной режиссер театра Празат Исанбет, главные роли в ней исполнили молодые тогда актеры Ильсияр и Рамиль Тухватуллины. Впрочем, почти в каждом поколении актеров-камаловцев есть артисты, чье творчество связано с персонажами драмы Файзи.

Именно эта пьеса положила начало одному из популярнейших жанров татарского театра – музыкально-драматическому спектаклю

В чем секрет долголетия «Галиябану» и почему эта пьеса занимает особое место в истории татарского профессионального театра? Да ведь именно она положила начало одному из популярнейших жанров татарского театра – музыкально-драматическому спектаклю.

Татарский театр двадцатых годов прошлого века в Казани выпускал около десяти спектаклей за сезон, и все они требовали музыкального оформления. Но единственный на тот период татарский композитор Султан Габяши именно в этот период был с головой погружен в собственную работу, отнимавшую все силы и время. Габяши писал оперу «Сания» — первую татарскую оперу.

Так сложилось, что писать музыку к «Галиябану» пришлось дирижеру и музыкальному руководителю татарского театра Салиху Сайдашеву. Он писал ее, полностью отталкиваясь от стилистики пьесы, взяв за основу народные мелодии. И именно эта фольклорная стихия стала одним из привлекательных элементов в «Галиябану».
Все сценические версии «Галиябану» идут с музыкой Сайдашева, не стал исключением вариант, который предлагает Ильгиз Зайниев, его завтра увидят зрители. Музыкальный жанр, который так любит публика, сложен для актеров. Надо обладать хорошими вокальными данными и даже уметь играть на музыкальных инструментах. Как правило, приходится брать уроки вокала.

Все сценические версии «Галиябану» идут с музыкой Сайдашева, не стал исключением вариант, который предлагает Ильгиз Зайниев

В экспедицию за костюмами

Если о музыкальной составляющей «Галиябану» можно судить по имени композитора, одного из самых ярких представителей татарской композиторской школы – именно таким был Салих Сайдашев, то первая постановка запомнилась еще и именем сценографа. Им был один из ярких представителей казанской художественной школы Павел Беньков, друг и соратник Николая Фешина.
Кариев и Беньков очень боялись фальши в спектакле, а посему решили поехать в экспедицию в один из уголков республики – в село Атня Балтасинского района. Отсюда они привезли мужские и женские костюмы, украшения, скатерти, вышитые полотенца. Очевидцы вспоминают, что сцена была оформлена столь достоверно, что казалась обжитым домом.

Вторым, не менее интересным сценографом, оформлявшим «Галиябану», был Петр Сперанский. В его спектакле образца 1928 года на сцене были не только подлинные национальные костюмы, но и натуральная солома и даже разгуливали… живые куры.

По словам Булата Ибрагимова, он использовал в оформлении мотивы рукодельного творчества
В спектакле, премьера которого состоится сегодня, сценография принадлежит Булату Ибрагимову. По его словам, он использовал в оформлении мотивы рукодельного творчества, по всей сцене подвешены полотна декораций, изображающие то уголки природы, то перспективу деревни, в которой происходит действие.
Нет повести печальнее…

Татарские Ромео и Джульетта – Галиябану (Гузель Гульвердиева) и Халил (Фаннур Мухаметзянов). В основе спектакля вечная тема любви – первой, трогательной, чистой. «Первая любовь – это слишком большой дар, чтобы с ним справиться в юности», — сказал кто-то из философов.

Галиябану – Гульвердиева – милая, непосредственная, застенчивая и лукавая. Она произносит довольно-таки наивный текст Файзи так органично, что в искренности ее не сомневаешься ни на минуту. Халил – Мухаметзянов – чист и отважен, что есть сил борется за свое счастье.

Ильгизу Зайниеву удалось избежать опасного уклона в этнику, и он создал спектакль «про любовь», «про отцов и детей». Про огромное и естественное желание человека любить не того, кого надо, а кого выбрало сердце. Про то, как хочется счастья. Так что «Галиябану» можно снова видеть на афише Камаловского театра.
Очевидно, эту пьесу можно причислить к «вечным спутникам» национального театра, и дело тут не только в музыке Салиха Сайдашева, ложащейся на сердце. Современному зрителю иногда хочется увидеть на сцене что-то пусть и немного наивное, но чистое, душевное. Пусть даже автор заложил в основу пьесы драматическую коллизию.

"Реальное время". Татьяна Мамаева. 03.10.2015г.
0
Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра