РусТатEng
Камаловский театр представляет современного «Ходжу Насретдина» с ослом, геем и слоном

Камаловский театр представляет современного «Ходжу Насретдина» с ослом, геем и слоном

Оригинальный текст: www.aa-ifom.u/ews/2015/02/06/441101/ 

Современного «Ходжу Насретдина сегодня впервые представит публике Татарский государственный академический театр имени Г.Камала. Премьера спектакля по текстам Наки Исанбета и Саадаллы Ваннуса пройдет на большой сцене театра. Постановка «Ходжа Насретдин режиссера Фарида Бикчантаева станет седьмым обращением театра к культовому образу. Вчера состоялся генеральный прогон спектакля, на который был приглашен и обозреватель агентства «Татар-информ. Этот спектакль ‐ ожидаемое событие для Казани. Фарид Бикчантаев давно говорил, что хочет поставить на сцене татарского театра нового, современного «Ходжу Насретдина. Возможно, поэтому в зале было так много желающих познакомиться с новым прочтением данной истории. «Не думал, что будет столько людей. Сразу предупреждаю, что могу остановить генеральный просмотр спектакля в любой момент и внести коррективы, - предупредил до начала постановки Фарид Бикчантаев. Впрочем, останавливать спектакль не пришлось: актеры прекрасно справились со своей задачей. Одна из впечатляющих сторон постановки ‐ фантастические декорации, созданные заслуженным художником России, народным художником Татарстана Сергеем Скомороховым. Сцена оформлена в серых тонах, подвижные декорации демонстрируют перевернутые дома и даже огороды с подвешенными фруктами ярко-оранжевого цвета. По задумке автора ‐ это символы покосившегося и вывернутого наизнанку мира. Замечательно преподнесен главный символ спектакля ‐ слон. Воздушный шар в виде гигантского животного периодически взмывает над сценой, позволяя авторам расставить необходимые акценты. Дело в том, что в основе спектакля «Ходжа Насретдин Фарида Бикчантаева ‐ знаменитая история про Ходжу и слона, описанная в каноническом тексте Наки Исанбета. К этой истории обратился также сирийский драматург Саадалла Ваннус, автор одноактной пьесы «Слон, ваше величество!. По сюжету, народ некой Кузнечной слободы голодает из-за слона местного хана Джихангира, который топчет их поля и огороды. Люди ищут еду, когда на пути им встречается Странник (Ильдус Габдрахманов), призывающий оголодавший народ на протяжении всего спектакля пойти к хану и заявить, что слон топчет их землю. Параллельно развивается история про Ходжу Насретдина, чью дочь сначала хотят выдать за богача, а потом и вовсе за хана. В результате хитрый Ходжа не только спасает дочь, но и на один день становится настоящим ханом… Хочется отметить еще одну впечатляющую сторону спектакля ‐ музыку молодого, но уже успевшего громко заявить о себе в республике композитора Эльмира Низамова. Он переработал музыку к предыдущей постановке «Ходжи Насретдина и создал современный ее вариант. В начале спектакля непривычные звуки вызывают недоумение, но ближе к финалу становится понятно, что именно этот музыкальный материал больше всего подходит к спектаклю. Татарские песни появляются здесь еле уловимым намеком, когда плененные ханом девушки развлекают его хоровым пением. Режиссер спектакля очень точно подобрал актеров для каждой роли. Ходжу играет заслуженный артист Татарстана Фанис Зиганшин. Ему удается заставить зрителя принять главного героя и даже полюбить его таким, какой он есть. Интересно само его появление. Ходжа выходит не на сцену, а в зрительный зал, ведя за собой настоящего осла, который послушно следует за актером. Животное появляется в спектакле несколько раз, однажды даже издав что-то вроде реплики и вызвав дружный смех в зале. Роль супруги Ходжи играет Миляуша Шайхетдинова. Ее героине приходится испытать на себе все тяготы замужества за тем, которого все воспринимают не иначе как «дивана (в переводе с татарского «полоумный). Она безуспешно пытается переделать супруга и, когда это заканчивается очередным провалом, доходит до того, что от нервного срыва обливает себя водой из казана. Любопытно, что в результате именно Ходжа оказывается самым умным героем в этой истории. Есть еще один персонаж, которого нельзя обойти вниманием. Впервые в татарском спектакле появился герой нетрадиционной ориентации. Женоподобный Цирюльник, которого играет Фаннур Мухаметзянов, изображает модного стилиста. Однако одним персонажем современность спектакля не исчерпывается. Так, в диалоге упоминается проходящий сейчас Год литературы. Заходит речь и о разрушенном городе Болгар, который в Татарстане активно восстанавливают. Талантливо исполнили свои роли также Зульфия Зарипова (Сахиля), Ринат Тазетдинов (Бики), Ильтазар Мухаматгалиев (Ахун), Айдар Хафизов (Косой тархан). Именно их герои воспринимают Ходжу не иначе как полоумного и потом горько жалеют об этом. Первая часть вызывает вопросы, многое остается непонятным, поэтому важно остаться до финала спектакля, где присутствуют все ответы. Во второй части спектакля очень ярко себя проявили Ильдар Хайруллин (Джихангир) и Искандер Хайруллин (визирь Джихангира). Именно эти персонажи вызвали больше всего смеха в зале. В финале оголодавший народ все же идет к хану, трон которого в результате спора с Джихангиром, временно занял Ходжа, чтобы заявить о слоне, который топчет их землю. Они не узнают Ходжу. Более того, они не могут сказать про слона, и их предводитель Странник, тоже скованный страхом, просит еще больше слонов… Ходжа шокирован трусостью людей. Он открывает лицо, после чего, разочаровано берет своего осла, снимает дорогую одежду и покидает дворец, оставляя толпу в недоумении. В спектакле «Ходжа Насретдин режиссер предлагает зрителю подумать о своей жизни и том мире, в котором мы живем. Пожалуй, это одна из лучших постановок Камаловского театра последних лет. Режиссеру удалось главное ‐ при помощи старой сказки показать сегодняшнюю жизнь. Премьеру спектакля «Ходжа Насретдин на сцене театра Камала можно будет увидеть 6, 7, 8 и 19 февраля.

Татар-информ. Люция Камалова. 6.02.2015г.
0
Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра