КИЛМЕШӘК / ПРИШЛЫЙ
До начала осталось:
КИЛМЕШӘК / ПРИШЛЫЙ
00
дней
:
00
часов
:
00
минут
:
00
секунд

«Спектакль «Угасшие звезды» сегодня звучит особенно злободневно, остро и больно»

Суббота 15.02.2020

Режиссёр театра Камала Фарид Бикчантаев представил татарскую классику непонятую сто лет назад в новом прочтении.

Театр Камала представил одну из самых ожидаемых премьер сезона - спектакль «Угасшие звезды» по пьесе классика татарской литературы Карима Тинчурина. Вообще камаловцы не первые, кто взялся за это произведение. На сцене постановке по пьесе классика ставят уже почти сто лет и прямо сейчас она есть в репертуаре театра Тинчурина. Отличие камаловского варианта спектакля в том, что здесь задействованы в большинстве своем студенты института культуры. В том числе и поэтому режиссер спектакля Фарид Бикчантаев смог создать такой ажиотаж вокруг постановки. Билеты на короткие три дня премьеры уже раскуплены.

«Угасшие звезды» считаются одной из самых возрастных театральных работ. Впервые спектакль представили на сцене в 1924 году, через год после того как Карим Тинчурин написал пьесу. Кстати, постановщиком тогда стал сам же Тинчурин. Спектакль прошел без особого резонанса и не понят критиками.

«Тинчурин – не из тех писателей, которые вкладывают большой смысл в свои произведения. Когда это потребно для репертуара, он берет и пишет какую-нибудь пьесу. События в его пьесах надуманные. Художественной ценности не представляют. Это произведение – временная репертуарная необходимость», - писал литературный критик Хайрутдин Вали в 1925 году.

Проходит еще почти 50 лет и в 1971 году спектакль в постановке Марселя Салимжанова получил широкое общественное признание. По мнению критиков, режиссеру удается вскрыть проблему еще глубже. «Трагедия любви постепенно перетекает в широкую общественную трагедию, в борьбу между черными силами и свободолюбивой молодежью».

В этом году, снова почти через пол века, пьеса Тинчурина возвращается на сцену камаловского театра в совершено новом прочтении и с еще большей актуальностью. И если в предыдущих постановках все с ностальгией и восхищением вспоминают игру ставших легендарными артистами, то в этот раз режиссер Фарид Бикчантаев работал со своими студентами.

- Сегодня антимилитаристский пафос пьесы, усиленный темой доморощенного мистицизма и знахарства, звучит особенно актуально. Структура пьесы удивительна тем, что в ней нет ярко выраженных героев-антагонистов. Сарвар и Исмагилю противостоит не Надир Махдум и даже не старуха-знахарка, но внеличностные категории - невежество, гибельный милитаризм, силы рока, что сближает «Угасшие звезды» с античной трагедией. При этом сюжет отдан на откуп жанру мелодрамы, что обеспечит спектаклю зрительский интерес. Но очевидно, что за первым планом сюжета постановщик выстроит иные отношения между героями и вскроет новые смыслы известного произведения, - говорит театральный критик Нияз Игламов.

Заслуженная артистка России Дания Нуруллина, которая в спектакле исполняет одну из главных ролей Гөлнур әби, рассказывает, что репетировали спектакль два с половиной месяца каждый день.

- «Угасшие звезды» в нашем театре ставят уже третий раз. В то время, когда спектакль ставил Марсель Хакимович [Салимжанов], я была молода и меня задействовали в массовке, а сейчас я в роли Гөлнур әби. Я с большим удовольствием работала над этим образом, - рассказала актриса.

На мой вопрос сильно ли изменился спектакль с момента его последней постановки, Дания Нуруллина ответила, что в нынешнем его исполнении особое внимание заслуживают декорации и световое оформление. Художником-постановщиком премьеры стал Заслуженный художник России Сергей Скоморохов.

- Фарид Рафкатович все сделал по своему новому видение, получилось очень необычно и своеобразно, - резюмировала Нуруллина.  

Сам главный режиссер театра замечает, что вырос на этом спектакле. Еще будучи школьником он устроился на него мебельщиком, таскал декорации. Оттого ему было трудно отойти от привычного старого представления и найти новое собственное звучание. Пришлось идти на жертвы. Поэтому, например, в постановке не задействован оркестр. Легендарную музыку Салиха Сайдашева аранжировали продюсер лейбла Yummy music Ильяс Гафаров и группа Juna.

- Конечно, сегодня мы смотрим на спектакль с позиции исторической памяти, общественного и личностного опыта, современных реалий. И понимаем, что сегодня этот текст звучит особенно злободневно, остро, больно. Одно остается незыблемым: как и пятьдесят, и сто лет назад драматургия Карима Тинчурина продолжает играть исключительно ключевую роль в становлении и развитии татарского театра, - сказал Бикчантаев.

Возможно, еще никогда не было такого, что главную роль в спектакле исполняет молодая студентка, как это было в этот раз с «Угасшими звездами». Главная роль Сарвар была отдана ученице Фарида Бикчантаева с третьего курса КазГИКа Лейсан Гатауллиной. Однако назвать выход молодой актрисы дебютным уже нельзя. Она знакома зрителям по спектаклям «Парковка» из Молодежного вторника, где также исполняет центральную роль Фатыймы. Еще тогда зрители заметили яркий талант героини.

- Очень волнуюсь, состояние совсем ненормальное. Всю ночь не спала, видела какие-то странные сны. В моей голове полный бардак. Боюсь забыть движения в танце или сорвать голос. Я вообще еще никогда не выступала перед такой большой аудиторией, - поделилась она своими переживаниями перед премьерой.

Лейсан и сама не поняла, как ей досталось такое счастье. По ее словам, однажды Фарид Бикчантаев попросил прочесть ее пьесу, а когда она подошла к нему и сказала, что прочла, предложил ей главную роль.

- Я очень удивилась. Мне было неудобно, потому что в театре есть много других актрис. Почему я? Я ведь еще студент. А Фарид абый мне сказал, что когда случаются такие моменты нужно говорить: «А кто, если не я?». Оказывается, когда ему вручали премию Станиславского, он тоже думал, почему выбрали его, и ему тоже кто-то подсказал эту мысль. Я последовала его совету и начала работу над образом, - добавила Гатауллина.

В планах девушки еще через год успешно закончить институт, а потом, если возьмут, продолжить работу в театре.

Первый день премьеры прошел более чем успешно. Впереди ещё два дня показов, на которые билеты уже раскуплены, а потом спектакль вернется на сцену лишь в октябре.  

- Это связано с технической причиной. Мы используем очень крутые проекторы, которые не успеваем закупить в этом сезоне. Сейчас мы их взяли в аренду на неделю и заплатили за это большие деньги, - объяснил заместитель директора театра Ильшат Латыпов.  

Кстати, у челнинцев есть уникальная возможность увидеть премьеру дистанционно. 16 февраля в 18:00 в кинотеатре «Иллюзиум» в режиме онлайн будет показана премьера спектакля. Трансляция из Казани организуют в HD-качестве. Это первый подобный опыт в истории татарского театра.

"KAZANFIRST". Ляйсан Кадырова. 15.02.2020.






Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра
Ошибка, введите корректный адрес