КИЛМЕШӘК / ПРИШЛЫЙ
До начала осталось:
КИЛМЕШӘК / ПРИШЛЫЙ
00
дней
:
00
часов
:
00
минут
:
00
секунд

ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ СО ЗРИТЕЛЯ

Среда 31.01.2018

Искусство театра – это не только пьеса, режиссура, сценография, актерское исполнение и слаженная работа персонала. Не менее важную роль играют зрители, особенно если они способны понять все смысловые пласты постановки. О том, как воспитать вкус театральной аудитории рассказал руководитель литературно-драматургической части Татарского государственного Академического театра им.Г.Камала Нияз Игламов.

Одним из главных направлений организации театрального дела является развитие аудитории. То есть удержание сложившейся публики, привлечение новых зрителей интересными проектами, образовательными программами. Пример – «Школа театрального зрителя», которую мы запустили в этом году. Не могу сказать, что это наше ноу-хау на российском уровне, но в республике такой проект появился впервые. В московских театрах, например, в Центре им. Мейерхольда, в Электротеатре «Станиславский» есть аналогичные программы. Мы тоже решили не стоять в стороне и одними из первых среди регионов России решили запустить подобный проект.

Снова в школу

Нам важно высвободить определенный интеллектуальный потенциал наших зрителей и пообщаться с ними, разговорить их, услышать их мнение и дать понять – оно для нас ценно. Идея такая. Мы берем резонансные постановки прошлых десятилетий, демонстрируем записи спектаклей или видеофрагменты, редкие фотографии, привлекаем создателей тех спектаклей, участников, современников, первых зрителей. Обсуждаем увиденное, делимся впечатлениями, устраиваем публичные диспуты, своего рода ток-шоу, привлекаем молодежную аудиторию и экспертов. Говорим не только о самом спектакле, но об историческом контексте, в котором он был создан. Таким образом, совместно со зрителем пытаемся воссоздать картину общественной жизни прошлых лет через призму театрального искусства.

Начали мы с показа и обсуждения видеозаписи этапного спектакля «Плаха». В 1987 году, в эпоху перестройки, спектакль был вызовом не только советской системе, но и сложившейся постановочной традиции, зрительским привычкам. Неслучайно критики сравнивали её с апрельским пленумом КПСС. В феврале в рамках проекта состоится показ и обсуждение записи легендарного спектакля Марселя Салимжанова «Старик из деревни Альдермыш», а также более современной постановки,  «Немой кукушки» Фарида Бикчантаева.

В итоге, мы хотим прийти к высвобождению интеллектуальной энергии зрителя, добиться обратной связи, научить понимать и чувствовать искусство, открыть секреты создания, даже не секреты, а те исторические условия, предлагаемые обстоятельства, в которых задумывается и рождается любой спектакль. Каждый театр сталкивается с такой проблемой: ставится спектакль, но режиссер, труппа, другие причастные, зачастую не имеют обратной связи со зрителем,  остаются наедине с собой. Это особенно важно в случае с неоднозначными, экспериментальными постановками, при апробации новых форм и тем. Совсем другое дело – когда театр находится в окружении понимающих его зрителей, с которыми можно вместе развиваться. Ведь искусство – это всегда создание нового, а новое всегда воспринимается неоднозначно. Таким образом, мы надеемся расширить свою аудиторию, сформировать определенное паблисити. Ведь человек, зритель, он тоже часто одинок и ему не с кем поделиться своими мыслями кроме двоих-троих друзей. Мы дадим ему такую возможность – выговориться, высказаться.

В конце прошлого года мы успешно провели «Школу театрального блогера» - схожий проект, для тех, кто  пишет пространные комментарии, посты в соцсетях, чтобы они делали это более профессионально, структурировано, содержательно. И уже есть плоды. Также мы надеемся и на запуск проекта  образовательных лекций о современном театре. В итоге, вместе со школой зрителя, эти три направления должны привести к тому, что у театральной публики сформируется тот уровень восприятия, который необходим для более глубокого понимания постановок, зрительское ядро сместится к интеллектуальной части зрителя. Проекты будут и уже пересекаются между собой. «Школа театрального зрителя» - результат авторского проекта журналиста, музыканта и общественного деятеля Радифа Кашапова, созданного в ходе работы «Школы театрального блогера».

Смена поколений

Мы, как и всякий живой коллектив, все равно идем по пути усложнения театрального текста. Меняются технологии, методы актерской игры, постановочные приемы. Любой театр эволюционирует. Он делает это всегда активнее, чем к этому оказывается готово общество. Ведь театр по своей природе существует здесь и сейчас, это самое динамичное искусство, волей-неволей являющееся рупором новых идей и форм. Есть, конечно, театры, раз за разом штампующие одно и то же, но мы сейчас не о них. Театр как искусство – это создание чего-то нового. По сути, в искусстве никаких традиций нет. Это все выдумка. Если мы начнем рассматривать любое явление культуры, искусства, то увидим – что сейчас считается традиционным, когда-то было новым и даже не принималось обществом. Так и театр все время продуцирует что-то новое. А зритель зачастую хочет видеть «традиционное», что ему всегда нравилось, своих любимых актеров в узнаваемых амплуа. Это можно понять. Зрители не приходят в театр работать и думать. Они приходят развлечься, отдохнуть, выгулять платье, вытащить в свет мужа (70% зрительного зала – женщины), семью. И тут театр, я считаю, должен идти на некий компромисс, раз за разом немного обманывая ожидания зрителей, удивляя его, незаметно заставляя трудиться, считывать все более и более сложные тексты. Это называется эстетическим воспитанием зрителя, это долгий процесс, да и вообще весь театр – забег на длинную дистанцию. Конечно, есть определенные площадки, где каждый вечер зрителя ждут радикальные эксперименты. Но это не наш случай, мы, как главный театр своего народа, не можем в погоне за одной лишь новизной отпугнуть сложившийся за десятилетия зрительский костяк. Другое дело, что у нас сейчас происходит смена генераций и те актеры, которых мы недавно называли молодыми, сейчас уже становятся средним поколением, опорой труппы. А те, кто пришел 5-10 лет назад, становятся крепкими мастерами. Самые старшие и опытные постепенно уступают свое место. Тут ничего не поделаешь, такова жизнь. Зритель же всегда хочет видеть любимых актеров вечно молодыми. Но это, увы, утопия, и сами актеры прекрасно все понимают, оставаясь при этом заложниками зрительской любви. В итоге, это обесценивает какие-то смыслы, если на роль Джульетты или Майсары назначается возрастная актриса. К счастью, наш театр закончил с подобной практикой еще в 50-е годы.  Как бы то ни было, критики, коллеги, которые приезжают к нам из других городов, театров отмечают очень крепкую в профессиональном плане труппу. Мы сами не всегда изнутри это осознаем, между тем, наша труппа давно считается одной из лучших в России. Это без пафоса и натяжек. Про другие театры Казани я такого не слышал.

Аудитория всегда очень чутко реагирует на перемены. Люди пишут комментарии в группах в соцсетях, на форумах. Но они зачастую не могут или не хотят дать объективную оценку работе режиссера, актеров. Зрители вспоминают те времена, когда они были моложе, когда в центре Казани ездили-дребезжали трамваи, когда все женщины вокруг казались красивее. А сейчас такому зрителю 50-60 и более лет и все другое, не как раньше. И, конечно, актеры другие, хуже. В общем, ужас… Просто люди стареют. Есть, конечно, совсем другие зрители старшего поколения – об этом, кстати, спектакль «Старик из деревни Альдермыш», о том, что старости как таковой нет, это просто личный ментальный зажим – если не захочешь внутренне стареть, то и не будешь. По крайней мере, наполнишь старость новыми смыслами, а не вздохами-ахами. Так всегда радостно видеть исполненных жизнью стариков, так им завидуешь… Отчасти мы запустили нашу образовательную программу и для снятия этого напряжения в связи со сменой поколений.

Театр объединяет

В нашей стране театр – единственная институция, где происходит общение людей разных классов, достатка, возможностей. Любой театр сегодня, особенно национальный театр – это место объединения народа. Нигде больше эти социальные страты не пересекаются. Богатые люди и бедные посещают разный общепит – кто-то рестораны, кто-то забегаловки, кто-то питается строго дома. Они ходят в разные магазины, поликлиники, парикмахерские; их дети учатся в разных школах; одни проводят отпуск на Багамах, другие в Сочи, третьи на приусадебных участках; одни ездят на мерседесах, другие на велосипедах, третьи сидят у подъезда на лавочках. Это, кстати, огромный риск на будущее, такая дифференциация, возможность социального взрыва. А в театр приходят все и сидят в одном зале. Поскольку цены  на билеты вполне демократичные. И элементарно в фойе, в очереди в буфет или в гардероб, или, пардон, в туалет,  все перемешиваются и вынуждены общаться – будь то чиновник, или бизнесмен, или полунищая бабушка, которой билет дети подарили. Все эти люди могут пересечься только в театре. Кроме того, здесь происходит общение и диалог поколений. Потому что в театр, повторюсь, ходят все.  

«Школа театрального зрителя» учитывает данное обстоятельство. И мы ждем у нас всех. Мы предоставим пришедшим уникальные данные, интересную информацию о легендарных спектаклях из рук создателей. Дадим возможность  поделиться наболевшим, с одинаковым интересом выслушаем похвалу и критику, конструктивные предложения. В каком-то смысле мы познаем через спектакли былых времен  и нашу историю. Это очень важно. Чем дальше, тем больше будет зазоров, непонимания между молодежью и старшими  поколениями. Особенно это касается оценки драматичного для нашей страны периода 1980-90-ых годов. Ведь мы, современники, не всегда осознаем масштабов перемен. Связать поколения, дать высказаться людям разных возрастов о проблемах общества на материале спектаклей – еще одна наша задача. Поэтому, кстати, мы и начали с перестроечного спектакля – чтобы показать актуальность, конфликтность театра. Вообще, в природе драматического искусства опираться на конфликт и несогласие сторон – это движет любую пьесу. Также и мы хотели сразу дать некую конфликтность, вспомнить острую дискуссию вокруг постановки «Плахи».

«Старик из деревни Альдермыш» - это уже иная тональность. Здесь больше воспоминаний о режиссере, исполнителе главной роли, авторе. Но ведь и там эпоха – брежневский застой, значит, будет о чем потолковать, поспорить… 

Нияз Игламов, журнал "Эксперт Татарстан", февраль 2018




Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра
Ошибка, введите корректный адрес