РусТатEng

ТЕАТР ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

Оригинальный текст: http://expertrt.ru/culture/item/1247-teatr-dlinoyu-v-zhizn.html

Татарский государственный театр имени Галиасгара Камала на протяжении многих лет является визитной карточкой Республики Татарстан. Камаловский театр умело сочетает в себе специфику прошлого и ни с чем не сравнимый опыт, выработанный годами, с современными реалиями театральной жизни

Репертуар интересен широкой публике, ведь его актеры не просто играют свою роль, а преподносят зрителям ансамблевое звучание спектакля, а это ценность театрального искусства. «Работа в унисон – главный принцип нашего коллектива», - утверждает народная артистка Татарстана, заслуженная артистка России Наиля Гараева. Всю свою жизнь она посвятила театральному искусству. Театр Камала стал ее домом, а сцена – источником жизненной энергии и вдохновения. В этом году она отмечает свой 75-летний юбилей. В беседе с корреспондентом «Эксперт-Татарстан» Наиля Гараева поделилась воспоминаниями своего непростого, но яркого пути к творческому успеху.

- Наиля Хакимовна, расскажите, как все начиналось. Когда и почему вы решили посвятить свою жизнь театральному искусству?

- С детства. Важную роль сыграло то, что в нашей семье очень любили театр, искусство. В доме царил культ красоты, и я была воспитана в духе красоты. Безусловно, все это внутренне готовило меня к театральной деятельности. Кроме этого, в школе я обошла все кружки – пела в детском оперном хоре, занималась танцами, ходила в детскую студию при ТЮЗе, окончила музыкальную школу по классу скрипки. Тогда у нас телевизора не было, и я слушала по радио спектакли Вахтанговского театра. В конце 50-х поехала в Москву поступать в Щукинское училище при Вахтанговском театре. В то время они принимали по амплуа, брали героинь. А какая я в то время героиня? Маленькая, скромная, с косичкой, в мамином платье и в маминых туфлях. Одним словом, провинциальная девчонка. Так и Казань была в то время провинцией, не то, что сейчас. В первом туре меня послушали и сказали: «Вы талантливая, но нам по амплуа не годитесь. Возвращайтесь обратно в Казань, там открывается студия при Качаловском театре. Вас обязательно примут». Уехала, естественно, со слезами на глазах. Приехала и подала заявление в студию при Качаловском театре в русскую группу. В то время ведь мы были воспитаны в русском духе, и училась я в русской школе. Но меня заметил Ширьяздан Сарымсаков, в те годы он был главным режиссером татарского театра. Увидев меня, он спросил: «Ты ведь татарочка? Твое будущее - в татарском театре!» Вот так моя судьба вдруг перевернулась, и я стала на свою стезю.

- Расскажите про свой дебют, какие были ощущения?

- Когда я еще была студенткой второго курса меня пригласили на главную роль в пьесе молодого драматурга Хай Вахита «Первая любовь». Тогда в театре не было молодых актеров, я была одной из первых. Естественно, меня переполняли страх и волнение. Но меня окружали такие актеры, как Дэллюс  Ильясов, Гаухар Камалова, Шаукат Биктимиров, Фатих Шарафиев - корифеи своего дела. С ними невозможно было ошибиться или растеряться. Спектакль имел оглушительный успех. Возможно, это связано с тем, что тема пьесы пришлась ко времени.

- Какая из сыгранных ролей запомнилась больше всего и почему?

- В молодости, это, конечно, роль Асель в спектакле «Тополек мой в красной косынке» по Чингизу Айтматову. Вы знаете, тот период моей жизни был непростым, и внутренние переживания были схожи с состоянием моей главной героини. Возможно, именно поэтому мне удалось донести зрителю лиризм и драматизм произведения в полной мере, и я получила за эту роль Тукаевскую премию. Но самая сложная, интересная и запоминающая роль – это, конечно, роль в пьесе Туфана Миннуллина «Родословная». Не зря говорят, что когда ты с трудом что-то преодолеваешь, это становится самым дорогим и ценным. В этой пьесе мне пришлось играть совершенно не похожую на себя героиню – женщину в возрасте, которая курит, пьет, вернулась изГУЛАГа, оставаясь верной своим корням и принципам. Не буду скрывать, тяжело я к этой роли шла. Но победила - и меня снова признали!

- Насколько нам известно, вы активно вели преподавательскую деятельность.

- Да, я преподавала пять лет. Ушла в педагогику, когда у меня не было ролей. Знаете, есть такое выражение «культура страдания». Этот феномен переживает каждый актер, когда не играет в театре. Благодаря преподавательской деятельности я выдержала сложный период и не потерялась, а даже приобрела что-то новое. Путь в педагогику мне открыл Марсель Салимжанов - взял на свой курс ассистентом, где учился мой сын, Фарид Бикчантаев. И, представляете, мне пришлось у него преподавать. Самое приятное - осознавать, что многие мои студенты навсегда связали свою жизнь с театром. Значит, удалось научить любить театральное искусство и быть верным своему делу, а это самое главное.

- 20 декабря состоится премьера спектакля «Здравствуй, мама, это я!» по пьесе Барзу Абдуразакова, таджикского режиссера и драматурга. В нем вы исполняете главную роль, а режиссер постановки - ваш сын Фарид Бикчантаев. Спектакль будет играться на Малой сцене, он рассчитан на двух актеров, а это не частое явление в театре Галиасгара Камала.  Какую историю расскажет спектакль зрителям?

- Вся история — это разговор матери с сыном по телефону. Но в этом разговоре раскрываются не просто бытовые отношения матери и сына, а жизнь людей советского времени. Моя героиня в своем диалоге расскажет зрителю волнующие ее проблемы своего поколения. Кстати, пьеса Абдуразакова уже давно лежала в «портфеле» театра. Почему-то никто за нее не брался. Театр мне предложил, и я решила попробовать.

- Фарид Бикчантаев уже много лет - бессменный главный режиссер театра Галиасгара Камала. Сложно ли вам с ним работать как с режиссером спектакля?

- Сложно. Но не только мне, а вообще нашему поколению артистов. Прежде всего, это связано с изменением сценического языка театра. Сейчас театр немножко другой. Мы, артисты, пришедшие в театр в 60-е, всегда работали на психологической основе. Сегодня психология больше сочетается с игрой. Фарид по-другому работает, у него свое видение спектакля. Он привнес в наш театр новую сценическую форму, иную выразительность.

- Наиля Хакимовна, как вы оцениваете современные тенденции в театральном искусстве?

- Если честно, зачастую я сижу и ничего не понимаю. Как говорил, Салимжанов: «Ты на сцене хоть на голове стой, но я должен понимать, почему ты это делаешь. Мотив твоего действия должен быть оправдан». В языке современного театра зачастую этот мотив отсутствует. Есть, конечно, спектакли, которые я не понимаю, но соглашаюсь, что такая форма имеет место быть. Главное не потерять смысл происходящего. Вы знаете, я испытываю большую гордость и чувство радости за наш театр. Он сохраняет свою основу, свои традиции, свою национальную особенность - и при этом следует новаторским театральным идеям. В нашем театре каждый спектакль – это ансамбль, все звучит в единой тональности. У театра своя природа, свои актеры, которые друг друга понимают и работают в унисон.

- По вашему мнению, каким самым главным качеством должен обладать артист?

- Он не должен быть равнодушным ни к чему - ни к событиям в жизни, ни к судьбам людей. Понимаете, артист передает судьбу человека. Если ты не испытываешь беспокойство за эту судьбу, как же ты сможешь это все прочувствовать, пропустить через себя и передать зрителю? Кроме того, важно быть не просто артистом, а человеком.

- Что вы считаете своим главным достижением в жизни?

- Наверно, что сын мой нашел свое место в жизни, и я помогла ему в этом. Вы знаете, на мой взгляд, для каждого человека достижение – это когда есть продолжение, когда ты оставляешь что-то после себя. Естественно, в жизни невозможно все успеть и всего достичь, можно только приблизиться к этому. Но я счастлива, что являюсь частицей нашего театра. Ведь главная миссия театра – вдохновлять человека новыми надеждами. Любовь нашего зрителя ко мне означает, что я все-таки справилась с этой миссией, и мое творчество подарило людям радость.

- Расскажете немного о вашей жизни вне театра?

- Вся моя жизнь прошла в театре. Вы знаете, реальная жизнь обошла меня стороной, в ней я теряюсь. И это не только мое ощущение, а многих актеров. Для меня сцена – это загадочное место, где забываешь обо всех болезнях и тяготах. Театр – это моя жизнь, мое существование, мое счастье.

"Эксперт Татарстан". Юлия Абдуллина. 8.12.2015г.

0
Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра