КИЛМЕШӘК / ПРИШЛЫЙ
До начала осталось:
КИЛМЕШӘК / ПРИШЛЫЙ
00
дней
:
00
часов
:
00
минут
:
00
секунд

Для театра Камала поездка в Москву всегда как экзамен

Воскресенье 09.09.2018

Завлит камаловского Нияз Игламов - о гастролях и репертуаре нового сезона. 

Меньше чем через месяц главный национальный театр Татарстана распахнет двери для столичного зрителя и начнет новый, 113-й сезон. А нестоличным любителям театрального искусства расстраиваться не стоит. Ведь для труппы давно составлен плотный гастрольный график по многим городам республики и России. О том, где и что можно посмотреть, рассказал театральный критик и завлит театра Камала Нияз Игламов. 

- Совсем недавно театр вернулся домой после гастролей в Якутии. Как все прошло?

- В Республике Саха мы были в первый раз. В целом все прошло удачно. Мы возили два спектакля. Не слишком населенных и достаточно компактных - «Зятья Гэргэри» и «Пришлый». Нас хорошо встретили, играли мы при аншлагах. Гастроли удались. Вообще, выезд в какую-либо республику или город - это для нас уже достаточно стандартная процедура. Сегодня уже нет такого, как 10-15 лет назад, когда впервые театр выезжал куда-то в дальнее зарубежье, например. Саха - одна из республик страны, но так случилось, что за сто с лишним лет истории нашего театра мы там не сумели побывать ни разу. Поэтому определенные волнения были. Вот через неделю мы поедем в Узбекистан. В советское время мы бывали там часто, а в постсоветское по некоторым причинам эта практика прекратилась. У нас в Казани уже с 1998 года проводится фестиваль тюркских народов «Науруз», на который ни разу не приезжали коллективы из Узбекистана. Сложно было все, а сейчас все значительно лучше стало. В сентябре мы привезем им несколько спектаклей. «Бабайлар чуагы», «Зэнгэр шэл» и одну из последних премьер Фарида Бикчантаева «Этэч менгэн читэнгэ». Они к нам привозят два спектакля и будут тоже играть три дня - столько же, сколько мы у них. Это обменные гастроли, когда мы с них не берем арендную плату, а они с нас. А в Узбекистане нас с нетерпением ждут наши соотечественники.

- Чем обуславливается выбор города, куда вы едете с гастролями?

- Сейчас существует такая структура при министерстве культуры России, как «Большие гастроли». Они выделяют частичное финансирование для обменных гастролей. Если посмотреть, любые гастроли состоят из трех основных частей расходов: первая - проезд, вторая - проживание, третья - провоз декораций. Вот эти позиции частично оплачиваются по этой программе. 

Иногда еще включаются расходы по оплате аренды помещения, но театры стараются снять эту статью расходов. Договариваются между собой о том, чтобы не платить за аренду, а «Большие гастроли» по конкурсу, который еще надо выиграть, поддерживают обмен между коллективами. В прошлом году Якутский театр был с гастролями в Казани, а в этом году мы приехали к ним с ответным визитом. Они нам должны были какое-то количество дней. Кроме этого мы очень дружим с Саха академическим театром имени П. А. Ойунского, в котором выступали. Мы часто пересекаемся на разных фестивалях. С Узбекистаном тоже обменная схема, но не та, что была с Якутией. Эта будет в рамках культурного сотрудничества между Узбекистаном и Россией.

- Куда поедете еще?

- Еще до возникновения программы «Большие гастроли» у нас сложились теплые дружеские отношения с Малым театром в Москве. Раз в два года по 7-8 дней мы выступаем там. В столицу мы поедем в январе. Это будут очень важные для нас гастроли. Потом в феврале отправляемся в Уфу. Пока, наверное, все. Возможно, будет еще Самара и города Татарстана. Что касается последних, то это наша обязанность. Мы должны обслуживать нашего республиканского зрителя. С ним, кстати, намного проще. Он нас знает, он нас любит. А в Москве каждые два года что-то меняется. Там очень много всяких культурных событий. Поэтому для нас поездка туда - это всегда как экзамен перед столичной публикой. Ну, как правило, все обходится хорошо, мы играем на аншлагах. Поскольку Москва все-таки близка, многие москвичи в курсе наших новостей. То есть они уже многое видели из нашего репертуара, поэтому мы стараемся везти туда все самые новые спектакли. 

Есть всего два города, где наши гастроли успешно продолжаются больше недели. Это Москва и Уфа. Для нас они очень важны.

Мы были в 2016 году в Санкт-Петербурге, скорее всего, снова поедем. Пока петербургские гастроли не стали такими традиционными, как московские, которые продолжаются с 2006 года.

- А чем таким отличается московский зритель от казанского?

- Сейчас связь городов через интернет очень сильна. Мы все в курсе всего, что происходит в мире. Если мы играем какой-то резонансный спектакль, в Москве обязательно хотят его увидеть. Вот к таким вот выводам мы пришли исходя из опыта. И потом, нас ведь не только татарская аудитория там смотрит. Нас смотрят и критики, и наши друзья, и столичные коллеги. Мы хотим показать им наши новые успехи, то, как мы выросли за два года, или, наоборот, найти свои ошибки. Поэтому это такой экзамен. В советское время тоже так было. Отчетные выступления в столице. К нам приходят и депутаты, и политики, и министры, мы же развиваемся и хотим показать себя с неожиданной стороны, привезти какие-нибудь наши эксперименты. Безусловно, поскольку у нас разносторонний репертуар, мы ставим и легкие комедии, и музыкальные спектакли, и драмы. Когда у тебя есть возможность привезти 7-8 спектаклей, то, конечно, больше возможностей показать свой театр с разных сторон. И с Уфой точно так же. Это то, что касается нового сезона. О второй половине 2019 года еще рано говорить, но надо учесть, что президент России Владимир Путин подписал указ, что 2019 год будет Годом театра, поэтому, вполне возможно, появятся еще новые мероприятия или фестивали. Сейчас пока тяжело все спрогнозировать. Точно известно, что в мае будет фестиваль тюркских народов «Туганлык» в Уфе, где нам предстоит выступить. В июне мы в очередной раз проведем фестиваль «Науруз». В апреле, скорее всего, мы во второй раз поедем на фестиваль MITEM в Будапешт.

- С гастролями, кажется, разобрались. Через месяц в театре начинается новый, 113-й сезон. Может быть, и для казанского зрителя будут сюрпризы?

- Каких-то особенных сюрпризов в этом сезоне по некоторому ряду причин не будет. 7 ноября у нас состоится первая премьера. Это будет спектакль по роману Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». Выдающемуся писателю в этом году исполнилось бы 90 лет. Как известно, его мама была татаркой. Этот юбилей активно отмечается в тюркских театрах. И мы не станем исключением. Спектакль ставит ученик Фарида Бикчантаева (главный режиссер театра Камала. - Ред.) Ильгиз Зайниев. 

Это сложное, философское произведение. С одной стороны, оно посвящено простой истории. Где-то рядом с космодромом в наше время у одного человека умирает друг, он едет похоронить его на старом кладбище. А его не впускают туда, потому что сейчас это территория космодрома и там не хоронят. С другой стороны, это история древних тюрок, с притчей о манкуртах. То есть в основе произведения лежит притча. 

Режиссер, насколько я понимаю, ставит спектакль этюдным методом, по частям. Знаете, как фильм снимают? Там ведь во время монтажа он нарезается кусочками, они переставляются, а зритель уже видит целую картинку. Вот сейчас спектакль тоже таким же образом репетируется. Допустим, часть сцены делается сегодня, в другой день другая, а в процессе просмотра зритель не увидит этих швов, они будут смонтированы. Они будут переставлены в процессе прогонов. 

Прогоны - это фактически полноценные, готовые уже спектакли, только без зрителей. Так часто бывает, когда работают над прозой. Потому что произведения прозы большие. Хочешь не хочешь, но что-то приходится вырезать. В итоге остается только основной костяк сюжета, работающий на смыслы спектакля, определяется главная тема.

Потом опять будет Ильгиз Зайниев со спектаклем «Очарованный танцем». У нас есть такой актер Ильдус Габдрахманов. Несмотря на то, что ему недавно исполнилось 50 лет, он отлично танцует и у него превосходная пластика тела. На это 50-летие мы устроили не просто обычный творческий вечер, где читают поздравления, а потом играют отрывки из спектаклей, а поставили мини-спектакль о хореографе, танцоре, который уехал искать свое счастье и вернулся в родной город. Из этого отрывка родилась идея поставить полноценный спектакль. Ильгиз Зайниев репетирует параллельно эти два спектакля. Кроме этого у нас есть недавно закончивший ГИТИС молодой режиссер Айдар Заббаров. Он будет ставить «Пять вечеров» Володина. Сам же Фарид Бикчантаев сейчас ведет доработку пьесы с автором Мансуром Гилязовым. Пока не могу сказать, как будет называться работа, потому что рабочее название, скорее всего, изменится. Скажу одно - будет достаточно любопытный сюжет, на сцене его можно будет увидеть ближе к концу 113-го сезона.

- А уже известно, когда сезон закроется?

- Понимаете, какое дело. Обычно мы заканчивали в конце мая - начале июня. Но в последнее время нас включают в культурную программу спортивных мероприятий, которые проводятся в нашем городе. В этом году было так же. Мы вышли в отпуск только в середине июля. Поэтому все смещается. Не могу назвать точную дату, но в этом году хотим закрыться немного пораньше. Где-то, наверное, в середине июня, после фестиваля «Науруз».

- Есть какие-то новые идеи, которые можно воплотить в жизнь в Год театра?

- У нас есть несколько задумок. Мы же бюджетная организация. У нас есть фестивали «Науруз» и «Ремесло», образовательный форум. Их стабильно финансируют. Если и предложенные проекты будут поддержаны республикой или на федеральном уровне, то можно будет поговорить о них тоже.

- А сейчас вы о них говорить не будете?

- У нас есть традиция - каждый дипломный выпуск Фарида Бикчантаева, а до этого Марселя Салимжанова играет свои спектакли на Малой сцене в конце сезона, чтобы приглашенные художественные руководители других татарских театров приехали, посмотрели на этих ребят и, возможно, предложили бы им работу. Но прежде всего мы хотим показать молодых актеров нашим зрителям. И мы хотим сделать подобный проект в масштабе всей России. Совместно с Союзом театральных деятелей мы планируем проведение фестиваля дипломных спектаклей национальных студий, а в России ведь порядка 75 национальных театров, все они, так или иначе, готовят себе смену. Кто-то в столичных вузах, кто-то у себя. Надеемся, Министерство культуры Татарстана нас поддержит. Очень хотелось бы, чтобы все получилось.


Оригинальный текст: https://kazanfirst.ru/articles/473256

KAZANFIRST. 09.09.2018г.





Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра
Ошибка, введите корректный адрес