РусТатEng

Удивительное путешествие Дон Жуана и Сганареля

Оригинальный текст: http://www.sobaka.ru/kzn/city/theatre/43574

Театр имени Камала представил мольеровского «Дон Жуана» в постановке главного режиссера - таким образом, исполнилась его давняя мечта. Галерея пороков и добродетелей показана так, что после просмотра чувствуешь, словно у тебя выбили почву из под ног. Как говорил Фарид Бикчантаев, к постановке он шел с 80-х годов, и в его биографии уже есть «Дон Жуан», но на русском, в ТЮЗе - с Сергеем Мосейко и Александром Купцовым в главных ролях. Вся пьеса - это четкие высказывания Мольера на тему человеческой слабости, в ней немало внушительных монологов, которые герои выдают с такой скоростью, что в первые минуты привыкаешь к потоку информации, потому что здесь важны детали, а не просто высказывания.

В постановке Камаловского пьеса - своеобразное путешествие Дон Жуана (Радик Бариев) и Сганареля (Искандер Хайруллин), которые, по сути, две части одного большого персонажа, погрязшего во грехе и бросающего выход небу, но сомневающемуся, верный ли он выбрал путь. Добро и зло предстает перед ними в различных обличьях. Брошеная главным героем донья Эльвира (Люция Хамит), то с рюкзаком и образом странника, то - ангелы с нимбом. Ее брат дон Карлос (Ильнур Закиров), дарящий дон жизнь на время за то, что от спас его. Нищий Франциск (Фанис Зиганшин), не готовый богохульствовать ради прибыли.

Отец Дон Жуана (Ильтазар Мухаматгалиев) по-пьяни выдает отповеди сыну, роняя штаны. Крестьянки (Айгуль Абашева и Миляуша Шайхутдинова), готовые верить каждому слову Дон Жуана, поскольку только он стремиться возвысить их в своих словах, но не получает, в итоге, ничего взамен. И потому, кстати, из него не получается герой-любовник. Фарсовая часть натуры Бареева проявляется и здесь, потому его герой одновременно хитер и смешон, он не мастер интриги, а узник страстей, неостановимо движущийся к беде. Потому что суть мира этого спектакля такова, что он сам потакает главному герою в его дерзаниях - женщины готовы слушать его речи, враги проявлять благорородство, кредитор Диманш (Рамиль Вазиев) - преклоняться перед его статусом, бывшие подруги прощать и обращаться к Богу - ничто не может остановить Дон Жуана на пути к каре, которая приходит не в виде могучего Командора (Ирек Кашапов), но в виде добродушного, хоть и призрачного мужа его бывшей возлюбленной. В первую встречу с ним Дон Жуан поднимается на подъемнике, обращаясь к нему, словно к Всевышнему, бросая вызов, но потом, в финальной сцене, этот же Командор становится тем, кто играючи отправляет Дон Жуана в преисподнюю. Порочная душа умирает. Что остается? Сганарель, мятущаяся материальность, которая беспокоится о жалованье. При этом, что характерно, Бикчантаев почти каждого актера, с которым он проработал многие годы, наделяет особой ролью. Бареев, актер фарса, становится романтическим героем, Алмаз Сабирзянов - влюбленным крестьянином, Зиганшин - возвышенным нищим, Хамитова - святой (хотя ее эмоциональность на фоне общей сдержанности кажется чрезмерной).

Можно даже подумать, что все это - мир духов, символов, явлений, мыслей. Скорая прыть речь героев оттенена комедийными миниатюрами и намеренной схематичностью - к примеру, донья Эльвира, обратившись в святую, носит над головой нимб, а несвоеременность речи отца Дон Жуана подчеркивают спадающие штаны. От этого четкость и незыблемая правдивость текста Мольера становится еще более обескураживающей - от чего после пьесы чувствуешь себя человеком, у которого отняли веру во что-то неправильное, но что давало тебя повод держаться за реальность. И пару слов о сценографии - Сергей Скоромохов, как говорят, осуществил давнюю мечту, использовав все пространство сцены, но применив минимум декораций. Менее впечатляющими они от этого не становятся - это проекции волны, леса, архитектурных осколков, вроде и значимых, а вроде - всего лишь немых свидетелей происходящего. Главные персонажи в порыве эмоции пытаются обежать ею всю, и на это у них тратится много сил.

"Собака". Радиф Кашапов. 8.02.2016г.


0
Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра