В КАМАЛОВСКОМ ТЕАТРЕ ПОСТАВИЛИ ПЬЕСУ 1926 ГОДА ПРО БУДУЩЕЕ
Вторник 11.10.2016
Сегодня в Камаловском театре сыграют
первую премьеру 111-го сезона - спектакль «Без ветрил» по комедии Карима
Тинчурина, которую он написал в 1926 году, посвятив «гибели старого мира».
Режиссер Георгий Цхвирава изменил жанр произведения: поставил не комедию, а
«воспоминания о будущем». Корреспондент «Вечерней Казани» побывала на пресс-показе
нового спектакля.
Это уже вторая работа Георгия Цхвиравы, главного режиссера Омского театра
драмы, с камаловской труппой. В 2004 году он поставил здесь музыкальную комедию
Авксентия Цагарели «Ханума» - у нее был свой круг почитателей. Но не такой
широкий и фанатичный, какой образовался в 2003 году среди зрителей его
знаменитого тюзовского спектакля «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по пьесе
Тома Стоппарда: были люди, которые ходили на «Розенкранца...» пять и более раз.
Не стану утверждать, что так же будут поступать зрители его новой постановки
«Без ветрил». Но то, что спектакль заставит говорить о себе, - бесспорно.
«Я прочитал пьесу «Без ветрил» Карима Тинчурина, и темы, которые в ней
поднимаются, показались мне очень актуальными, - говорил режиссер Цхвирава на
пресс-конференции. - Сейчас в мире сложилась очень опасная ситуация. А когда
социальная ненависть доведена до предела, надо заглянуть в прошлое. Я убежден:
чтобы ответить на вопросы существующие и заглянуть в будущее, надо посмотреть в
прошлое».
Прошлое в спектакле Цхвирава поделил на шесть частей: «1910 год», «1916-й»,
«1917-й», «1919-й», «1922-й» и «1925-й». Каждая начинается с черно-белых кадров кинохроники,
которые под характерную для того или иного времени музыку проецируются на
главную декорацию спектакля - разрушающуюся стену условного дома со множеством
дверей.
На фоне ветхой стены (художник-постановщик Булат Ибрагимов) происходят все
события в спектакле: от ссоры с мощными плевками друг в друга, которую еще в
мирное, дореволюционное время устраивают склочные девушка-горбунья Рокия
(Айгуль Абашева) и красавица Дильбар (Лейсан Файзуллина), до попытки тех, кому
неуютно жить при советской власти, спрятаться от представителей ГПУ.
Пугающим стуком в дверь («Это ГПУ!») заканчивается пьеса Карима Тинчурина, но
не спектакль Георгия Цхвиравы. Под лязг дверных засовов и шаги невидимых людей
на ветхую стену-экран проецируется портрет Карима Тинчурина и годы его жизни:
1887 - 1938. Этот эпизод - один из самых впечатляющих в спектакле, ведь в свое
время встречи с представителями ГПУ не избежал и выдающийся драматург. Ему
приписали «участие в деятельности националистической организации, ставящей
целью свержение советской власти, шпионаж в пользу Японии, вредительство на
культурном фронте», а потом расстреляли без суда и следствия. В 1955 году Карима
Тинчурина реабилитировали...
Лейтмотивом спектакля «Без ветрил» можно считать строчку из международного
пролетарского гимна - «Интернационала»: «Кто был ничем, тот станет всем». Герой
нового времени в постановке Цхвиравы - безграмотный нэпман Зайнетдин (Алмаз
Сабирзянов) - отвратителен: чавкает и рыгает, с нежностью и любовью относится к
доставшейся ему от господ белоснежной ванне на золотых ножках (с маниакальным
усердием сдувает с нее пылинки) и совершенно сексистски - к своей жене Дильбар:
она у него из «бывших» - дочь купца, прекрасно образованная, но чудовищно в
свете революционных событий поглупевшая (именно такой ее играет Лейсан
Файзуллина).
Героям минувших дней - разорившимся татарским купцам - в спектакле камаловцев
невозможно не сочувствовать. Переход от блистательного благополучия к тотальной
неустроенности и нищете (но не упадку духа, и это очень круто) играют Рамиль
Вазиев (Нуретдин), Искандер Хайруллин (Мисбах Хаджи)...
Самый интересный персонаж в спектакле Цхвиравы - Батырхан в исполнении Эмиля
Талипова - актера очень умного, думающего и тонко чувствующего. Батырхан -
человек-хамелеон: в начале спектакля он полон решимости бороться с
большевиками, потом вдруг становится «красным начальником» и меняет свое
благородное имя на вариант попроще - Батыржан. Под конец спектакля снова заговаривает
о том, что следует спасать мусульманский мир от марксистско-ленинской
болезни... Понаблюдать за превращениями Батырхана-Талипова - одна из главных
причин посмотреть в Камаловском театре спектакль «Без ветрил».
Определив жанр постановки как «воспоминания о будущем», Георгий Цхвирава вряд
ли утверждает, что плохо образованные, наглые и глупые всегда обыгрывают умных
и рефлексирующих. Он скорее демонстрирует, насколько ужасно, когда так
происходит. Пугается этого сам, пугает зрителей. Этот страх объединяет: о нем
хочется говорить. О нем нужно говорить.
8 октября, Айсылу Кадырова, газета "Вечерняя Казань".
Оригинал статьи: http://www.evening-kazan.ru/articles/v-kamalovskom-teatre-postavili-pesu-1926-goda-pro-budushchee.ht...