Театральное путешествие в «Клуб Шарык» / «Шәрык клубы» на театраль сәяхәт
До начала осталось:
Театральное путешествие в «Клуб Шарык» / «Шәрык клубы» на театраль сәяхәт
00
дней
:
00
часов
:
00
минут
:
00
секунд

В КАМАЛОВСКОМ ТЕАТРЕ ПОСТАВИЛИ ПЬЕСУ 1926 ГОДА ПРО БУДУЩЕЕ

Вторник 11.10.2016

Сегодня в Камаловском театре сыграют первую премьеру 111-го сезона - спектакль «Без ветрил» по комедии Карима Тинчурина, которую он написал в 1926 году, посвятив «гибели старого мира». Режиссер Георгий Цхвирава изменил жанр произведения: поставил не комедию, а «воспоминания о будущем». Корреспондент «Вечерней Казани» побывала на пресс-показе нового спектакля. 
Это уже вторая работа Георгия Цхвиравы, главного режиссера Омского театра драмы, с камаловской труппой. В 2004 году он поставил здесь музыкальную комедию Авксентия Цагарели «Ханума» - у нее был свой круг почитателей. Но не такой широкий и фанатичный, какой образовался в 2003 году среди зрителей его знаменитого тюзовского спектакля «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по пьесе Тома Стоппарда: были люди, которые ходили на «Розенкранца...» пять и более раз. Не стану утверждать, что так же будут поступать зрители его новой постановки «Без ветрил». Но то, что спектакль заставит говорить о себе, - бесспорно. 
«Я прочитал пьесу «Без ветрил» Карима Тинчурина, и темы, которые в ней поднимаются, показались мне очень актуальными, - говорил режиссер Цхвирава на пресс-конференции. - Сейчас в мире сложилась очень опасная ситуация. А когда социальная ненависть доведена до предела, надо заглянуть в прошлое. Я убежден: чтобы ответить на вопросы существующие и заглянуть в будущее, надо посмотреть в прошлое».
Прошлое в спектакле Цхвирава поделил на шесть частей: «1910 год», «1916-й», «1917-й», «1919-й», «1922-й» и «1925-й». Каждая начинается с черно-белых кадров кинохроники, которые под характерную для того или иного времени музыку проецируются на главную декорацию спектакля - разрушающуюся стену условного дома со множеством дверей.

На фоне ветхой стены (художник-постановщик Булат Ибрагимов) происходят все события в спектакле: от ссоры с мощными плевками друг в друга, которую еще в мирное, дореволюционное время устраивают склочные девушка-горбунья Рокия (Айгуль Абашева) и красавица Дильбар (Лейсан Файзуллина), до попытки тех, кому неуютно жить при советской власти, спрятаться от представителей ГПУ.
Пугающим стуком в дверь («Это ГПУ!») заканчивается пьеса Карима Тинчурина, но не спектакль Георгия Цхвиравы. Под лязг дверных засовов и шаги невидимых людей на ветхую стену-экран проецируется портрет Карима Тинчурина и годы его жизни: 1887 - 1938. Этот эпизод - один из самых впечатляющих в спектакле, ведь в свое время встречи с представителями ГПУ не избежал и выдающийся драматург. Ему приписали «участие в деятельности националистической организации, ставящей целью свержение советской власти, шпионаж в пользу Японии, вредительство на культурном фронте», а потом расстреляли без суда и следствия. В 1955 году Карима Тинчурина реабилитировали... 
Лейтмотивом спектакля «Без ветрил» можно считать строчку из международного пролетарского гимна - «Интернационала»: «Кто был ничем, тот станет всем». Герой нового времени в постановке Цхвиравы - безграмотный нэпман Зайнетдин (Алмаз Сабирзянов) - отвратителен: чавкает и рыгает, с нежностью и любовью относится к доставшейся ему от господ белоснежной ванне на золотых ножках (с маниакальным усердием сдувает с нее пылинки) и совершенно сексистски - к своей жене Дильбар: она у него из «бывших» - дочь купца, прекрасно образованная, но чудовищно в свете революционных событий поглупевшая (именно такой ее играет Лейсан Файзуллина).

Героям минувших дней - разорившимся татарским купцам - в спектакле камаловцев невозможно не сочувствовать. Переход от блистательного благополучия к тотальной неустроенности и нищете (но не упадку духа, и это очень круто) играют Рамиль Вазиев (Нуретдин), Искандер Хайруллин (Мисбах Хаджи)... 
Самый интересный персонаж в спектакле Цхвиравы - Батырхан в исполнении Эмиля Талипова - актера очень умного, думающего и тонко чувствующего. Батырхан - человек-хамелеон: в начале спектакля он полон решимости бороться с большевиками, потом вдруг становится «красным начальником» и меняет свое благородное имя на вариант попроще - Батыржан. Под конец спектакля снова заговаривает о том, что следует спасать мусульманский мир от марксистско-ленинской болезни... Понаблюдать за превращениями Батырхана-Талипова - одна из главных причин посмотреть в Камаловском театре спектакль «Без ветрил».
Определив жанр постановки как «воспоминания о будущем», Георгий Цхвирава вряд ли утверждает, что плохо образованные, наглые и глупые всегда обыгрывают умных и рефлексирующих. Он скорее демонстрирует, насколько ужасно, когда так происходит. Пугается этого сам, пугает зрителей. Этот страх объединяет: о нем хочется говорить. О нем нужно говорить.

8 октября, Айсылу Кадырова, газета "Вечерняя Казань".

Оригинал статьи: http://www.evening-kazan.ru/articles/v-kamalovskom-teatre-postavili-pesu-1926-goda-pro-budushchee.ht...




Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра
Ошибка, введите корректный адрес
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!