ӨЙЛӘНӘМ.tat / ЖЕНЮСЬ.tat
Премьера
До начала осталось:
ӨЙЛӘНӘМ.tat / ЖЕНЮСЬ.tat
00
дней
:
00
часов
:
00
минут
:
00
секунд
0

Взгляд со стороны и изнутри

Вторник 08.06.2021

Интервью с заслуженным деятелем искусств России и Калмыкии, Секретарём СТД РФ, Председателем Совета республик СТД РФ Борисом Манджиевым.

Борис Наминович, Вы много общаетесь с национальными театрами, бываете на фестивалях. Как вы оцениваете фестивальное движение национальных образований России?

В Российской Федерации существуют несколько авторитетных национальных фестивалей. Монголоязычный менее известен, поскольку у нас всего два монголоязычных региона, географически очень удалённых друг от друга. В силу этих причин фестиваль проводится не часто. Другое дело финно-угорский «Майатул» и тюркоязычные «Науруз» и «Туганлык». Здесь состав участников многочислен и есть возможность отбора спектаклей. Я побывал почти на всех международных и республиканских фестивалях и могу сказать, что «Науруз» один из лучших фестивальных проектов.

В последнее время Вас трудно застать в Элисте. Ваши поездки связаны с деятельностью председателя Совета республик?

В основном да. Чтобы лучше узнать особенности жизни театров, совершаю ознакомительные поездки, как, например, в Горно-Алтайск. Если поступают предложения, не отказываюсь от постановок, поскольку в работе легче понят масштаб и актуальность проблем. Ставил в Мордовии, Дагестане, Тыве, Хакасии, сейчас вот в Башкортостане. География моих перемещений, как видите, не случайна. В целом впечатления не плохие. Национальные театры следят за мировым театральным процессом и развиваются довольно динамично.

Растёт новая генерация режиссёров со своим взглядом на театральное искусство. В их творчестве ощутимо и знание канонов национальной культуры, и понимание того, что́ из европейских новаций приемлемо для движения вперёд. Опираясь на свои корни, молодёжь, как правило, находит интересные формы. Тут я могу назвать Бурятию, Татарстан, Башкортостан. В идеале для молодой режиссуры нужен свой международный фестиваль, такого уровня, как «Науруз». Если мы хотим активировать процесс смены поколений, надо избавить молодых от необходимости тягаться с мэтрами за право показать свою работу театральному сообществу.

Для меня открытием стал Атнинский татарский театр со спектаклем «Фронтовичка» в постановке Ильсура Казакбаева. Молодой режиссёр предложил интересную форму и, главное, актёры были готовы к её подаче. В Тыве я обнаружил режиссёра-кукольника питерской школы Айдыса Чадамба. Уверен, за ним большое будущее. Для национальной режиссуры сейчас характерен поиск, как, к примеру, в Хакасском театре драмы и этнической музыки «Читiген». В той же Тыве в Музыкально-драматическом театре им. В. Кок-Оола результаты поиска хотя и не однозначны, но позволяют надеяться на творческий прорыв.

По моим многолетним наблюдениям, самые интересные спектакли тувинского театра основаны на национальном материале.

Национальный материал на столько богат, что из этого источника ещё черпать и черпать. Этот путь ещё в начале 90-х предложил недавно ушедший от нас Алексей Ооржак. Его период – весомая страница в истории театра. Именно тогда тувинский театр узнала вся Россия. И надо отдать должное министерству культуры Республики Тыва, руководству республики. Они не оставляют культуру (театральное искусство в частности) на произвол судьбы. Не вмешиваясь в творческий процесс, всячески его поддерживают.

Алтайскому театру им. П.В. Кучияк живётся не просто. Эмма Иришева разрабатывает интересные проекты, большая сильная труппа всё время поддерживается в рабочей форме. Но театр делит сцену с несколькими расположенными в их здании коллективами. Конечно, это очень мешает. Алтайцам явно не хватает внимания власть предержащих.

Радостно, что на пост министра культуры Хакасии вернулась Светлана Окольникова, в своё время много сделавшая для театров. Этот год в республике объявлен Годом хакасского эпоса, что тоже должно принести свои плоды. В хакасских театрах, как и в алтайском, остра́ проблема подготовки кадров, но, к счастью, теперь она решаема: Госдума приняла в трётьем чтении закон о втором высшем образовании. Для творческих профессий оно будет бесплатное. Это должно существенно повлиять на развитие национальных театров.




Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра
Ошибка, введите корректный адрес