РусТатEng
«ВАШ СЛОН СКОРО СОЖРЕТ ВСЕХ НАС!», ИЛИ «ВАШЕГО СЛОНА МЫ ОЧЕНЬ ЛЮБИМ!»

«ВАШ СЛОН СКОРО СОЖРЕТ ВСЕХ НАС!», ИЛИ «ВАШЕГО СЛОНА МЫ ОЧЕНЬ ЛЮБИМ!»

Оригинальный текст: www.eveig-kaza.u/aicles/vash-slo-skoo-sozhe-vseh-as-ili-vashego-sloa-my-oche-lyubim.hml

Живой осел пройдется сегодня вечером по большой сцене Камаловского театра. А над сценой пролетит огромных размеров надувной слон. И осел, и слон - персонажи спектакля «Ходжа Насретдин, который режиссер Фарит Бикчантаев и художник Сергей Скоморохов поставили по мотивам произведений классика татарской литературы Наки Исанбета и арабского драматурга Саадаллы Ваннуса. Накануне премьеры состоялся генеральный прогон новой постановки, на котором побывали корреспонденты «Вечерней Казани.«Ходжа Насретдин оставляет впечатление спектакля крупного, глубокого и очень изящного. На сцене нет громоздких декораций - только фасады кривоватых и постоянно пошатывающихся - словно танцующих! - домов, чей благородный светло-песочный цвет делает их похожими на архитектурные памятники Болгарского музея-заповедника. Ассоциация неслучайна: действие спектакля разворачивается главным образом в кузнецкой слободе Волжской Булгарии, много-много лет тому назад.Люди в этой слободке недовольны поведением любимого животного хана Джигангира - слона. Это «священное чудовище все рушит и топчет на своем пути. «Ваш слон скоро сожрет всех нас! - хором репетируют жители свою жалобу хану, готовясь прийти к нему на прием. Заводила подбадривает: «Говорите внятно, громко!. И добавляет реплику, которую точно не сочиняли ни Исанбет, ни Ваннус: «В год литературы всем надо говорить литературно!...Живет в слободке и ходжа Насретдин. Одни считают его идиотом, другие - мудрецом. Никто вокруг, кроме любимого ослика, не разделяет его умения реагировать на все происходящее максимально спокойно. В спектакле есть забавная и эффектная сцена «Насретдин у цирюльника: манерный брадобрей случайно ранит голову ходжи, из нее тут же вылетает мощнейшая струя крови (бутафорской, конечно же). Вздрагивают от испуга и цирюльник, и зрители. А ходжа - спокоен, сидит, как медитирующий Будда.А еще он умеет поступать вопреки закостенелым правилам. И это многих раздражает. Незваных и наглых гостей, к примеру, Насретдин может усадить на крошечного размера стулья, вежливо предложить им отведать наваристого супа и вынести к столу казан с водой...Ключевой момент в истории камаловцев про ходжу Насретдина происходит во втором действии спектакля: заглавный герой знакомится с ханом Джигангиром и так его очаровывает, что тот уступает ему на день свой трон. В результате именно ходжа Насретдин под видом хана принимает во дворце жителей кузнецкой слободы. И видит, что происходит с простыми людьми, когда они оказываются рядом с тем, у кого есть власть.А происходит ужасное. Толпа, еще недавно горевшая желанием бороться за справедливость, вдруг распадается. И вместо отрепетированной претензии «Ваш слон скоро сожрет всех нас! люди начинают по своей воле и от своего же страха вразнобой тараторить: «Вашего слона мы очень любим!, «Пусть все города и поселки заполнятся слонами!, «Мы очень любим вашего слона!...Камаловцы представляют в новом спектакле не столько увлекательную историю из жизни мудреца ходжи Насретдина, сколько нелицеприятную правду о природе человека. И делают это не карикатурно - с поразительной легкостью. Среди блестящих актерских работ роль Фаниса Зиганши (ходжа Насретдин), конечно же, выделяется. Но совсем не потому, что она - заглавная. Зиганша так убедителен в образе увлеченного жизнью, а не игрой в жизнь странника, что кажется: со своим осликом он может вклиниться в любой спектакль и появиться в любом - необязательно театральном - пространстве. Это будет уместно. И уж точно - незабываемо. Вечерняя Казань.

Айсылу Кадырова. 6.02.2015г.
0
Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра