ҖАНКИСӘККӘЕМ / СВЕТ МОИХ ОЧЕЙ
До начала осталось:
ҖАНКИСӘККӘЕМ / СВЕТ МОИХ ОЧЕЙ
00
дней
:
00
часов
:
00
минут
:
00
секунд
0

Взгляд со стороны и изнутри

Tuesday 08.06.2021

Интервью с заслуженным деятелем искусств России и Калмыкии, Секретарём СТД РФ, Председателем Совета республик СТД РФ Борисом Манджиевым.

Борис Наминович, Вы много общаетесь с национальными театрами, бываете на фестивалях. Как вы оцениваете фестивальное движение национальных образований России?

В Российской Федерации существуют несколько авторитетных национальных фестивалей. Монголоязычный менее известен, поскольку у нас всего два монголоязычных региона, географически очень удалённых друг от друга. В силу этих причин фестиваль проводится не часто. Другое дело финно-угорский «Майатул» и тюркоязычные «Науруз» и «Туганлык». Здесь состав участников многочислен и есть возможность отбора спектаклей. Я побывал почти на всех международных и республиканских фестивалях и могу сказать, что «Науруз» один из лучших фестивальных проектов.

В последнее время Вас трудно застать в Элисте. Ваши поездки связаны с деятельностью председателя Совета республик?

В основном да. Чтобы лучше узнать особенности жизни театров, совершаю ознакомительные поездки, как, например, в Горно-Алтайск. Если поступают предложения, не отказываюсь от постановок, поскольку в работе легче понят масштаб и актуальность проблем. Ставил в Мордовии, Дагестане, Тыве, Хакасии, сейчас вот в Башкортостане. География моих перемещений, как видите, не случайна. В целом впечатления не плохие. Национальные театры следят за мировым театральным процессом и развиваются довольно динамично.

Растёт новая генерация режиссёров со своим взглядом на театральное искусство. В их творчестве ощутимо и знание канонов национальной культуры, и понимание того, что́ из европейских новаций приемлемо для движения вперёд. Опираясь на свои корни, молодёжь, как правило, находит интересные формы. Тут я могу назвать Бурятию, Татарстан, Башкортостан. В идеале для молодой режиссуры нужен свой международный фестиваль, такого уровня, как «Науруз». Если мы хотим активировать процесс смены поколений, надо избавить молодых от необходимости тягаться с мэтрами за право показать свою работу театральному сообществу.

Для меня открытием стал Атнинский татарский театр со спектаклем «Фронтовичка» в постановке Ильсура Казакбаева. Молодой режиссёр предложил интересную форму и, главное, актёры были готовы к её подаче. В Тыве я обнаружил режиссёра-кукольника питерской школы Айдыса Чадамба. Уверен, за ним большое будущее. Для национальной режиссуры сейчас характерен поиск, как, к примеру, в Хакасском театре драмы и этнической музыки «Читiген». В той же Тыве в Музыкально-драматическом театре им. В. Кок-Оола результаты поиска хотя и не однозначны, но позволяют надеяться на творческий прорыв.

По моим многолетним наблюдениям, самые интересные спектакли тувинского театра основаны на национальном материале.

Национальный материал на столько богат, что из этого источника ещё черпать и черпать. Этот путь ещё в начале 90-х предложил недавно ушедший от нас Алексей Ооржак. Его период – весомая страница в истории театра. Именно тогда тувинский театр узнала вся Россия. И надо отдать должное министерству культуры Республики Тыва, руководству республики. Они не оставляют культуру (театральное искусство в частности) на произвол судьбы. Не вмешиваясь в творческий процесс, всячески его поддерживают.

Алтайскому театру им. П.В. Кучияк живётся не просто. Эмма Иришева разрабатывает интересные проекты, большая сильная труппа всё время поддерживается в рабочей форме. Но театр делит сцену с несколькими расположенными в их здании коллективами. Конечно, это очень мешает. Алтайцам явно не хватает внимания власть предержащих.

Радостно, что на пост министра культуры Хакасии вернулась Светлана Окольникова, в своё время много сделавшая для театров. Этот год в республике объявлен Годом хакасского эпоса, что тоже должно принести свои плоды. В хакасских театрах, как и в алтайском, остра́ проблема подготовки кадров, но, к счастью, теперь она решаема: Госдума приняла в трётьем чтении закон о втором высшем образовании. Для творческих профессий оно будет бесплатное. Это должно существенно повлиять на развитие национальных театров.




Please subscribe to our emails for more information about the theatre
Ошибка, введите корректный адрес