ӨЙЛӘНӘМ.tat / ЖЕНЮСЬ.tat
Премьера
До начала осталось:
ӨЙЛӘНӘМ.tat / ЖЕНЮСЬ.tat
00
дней
:
00
часов
:
00
минут
:
00
секунд
0

Великая сила «Науруза» - здесь говорят на родном языке

Thursday 10.06.2021

Сегодня в пресс-центре прошла пресс-конференция, с представителями театров из Татарстана, Башкортостана, Алтая и Хакассии. В мероприятии приняли участие главный режиссер Национального драматического тетра им. П.В. Кучияка Эмма Иришева, директор Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген» Ирина Чустугушева, главный режиссер Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури Айрат Абушахманов, режиссер Татарского государственного Академического театра им. Г. Камала Айдар Заббаров, директор Альметьевского уличного театра «Легкие крылья» Гульназ Ханнанова.

В этом году фестиваль посвящен театральным культурам северных тюрков: Хакасия, Алтай, Тыва.

Алтайский театр привез на «Науруз» спектакль «Бишек» по мотивам романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». Режиссер постановки Баатр Колаев.

Главный режиссер театра Эмма Иришева начала свое вступление на родном языке. «Я начала на родном языке. Язык – это великая сила каждого народа и фестиваля «Науруз», здесь говорят на родном языке», - отметила спикер.

«Произведение Чингиза Айтматова затрагивает проблему всех языков, исчезновения языка и национальной драматургии, - рассказала Эмма Иришева. - Хочу пожелать, чтобы мы сохранили свой язык, сохранили себя, чистоту, наивность и дух, это необходимое в современном мире для национального театра. Ведь театр – это жизнь».

Гостья из Алтая отметила, их театр единственный в регионе, где играют на родном языке.

Коллеги из Башкирии привезли спектакль «Гульбустан» по мотивам пьесы «Тансулпан» Кадыра Даяна.

В спектакле зрители находятся на одной площадке вместе с актерами. Как рассказал режиссер постановки Айрат Абушахманов, это вынужденное явление. Театр долгое время был на ремонте, спектакли выпускались с учетом, что будут играться на разных сценах. В своем театре «Гульбустан» ставят на Малой сцене.

«Спектакль автомномный, его лучше играть в лесу. Мы не используем ни один софит Камаловского театра, – рассказал режиссер. – Сюжет часто встречающийся, про богатого бая и бедную девушку. Мы с художником сразу решили, что не будем делать спектакль с мехами, шапками и юртами, решили делать с противогазами».

Уличный театр из нефтяной столицы Татарстана привез на фестиваль спектакль «Этно».

«Легкие крылья» - это театр маски, клоунады, пантомимы, на ходулях, пластический театр с минимальным использованием речи, разговорного жанра, - рассказала директор Гульназ Ханнанова. – В нашем спектакле «Этно» есть сцена о размышлениях самобытности каждого актера, кем они чувствуют себя изнутри. В труппе есть татары, башкиры, белорусы, цыгане».

По словам директора, спектакль был создан исходя из актерского материала. Постановщиком спектакля выступила режиссер старейшего уличного театра в России Анна Шишкина (псевдоним Матушка Медоуз).

«У нас есть небо, мы не можем его игнорировать. Сегодня оно облачное, завтра светит солнце, мимо проезжает скорая помощь, пробегает собака. Все они в ходе игры становятся нашими партнерами. Уличный театр имеет такие приемы, как интерактив, нам очень нужен тесный контакт с публикой», – отметила директор театра.

Хакасский театр «Читiген» представит на «Наурузе» лирический хоррор по мотивам старинной хакасской легенды и одноименной пьесы Александра Чапрая «Чанар хус».

«Проблемы, поднимаемые в спектаклях на «Наурузе», затрагивают до глубины души, - поделилась директор театра Ирина Чустугушева. - У нас у всех есть проблемы с родным языком, у нас стираются с лица земли маленькие села, есть проблемы со спиртным, сложная экономическая и политическая ситуация. Мы продолжаем идти, сохраняя свои традиции и обычаи, мы играем спектакли на хакасском языке».

Как отметила Ирина Чустугушева, театр затрагивает эти проблемы в спектакле «Чанар хус». Режиссер постановки – Баатр Колаев. Именно с его спектаклем «Остров Небесных Сетей» театр впервые приехал на «Науруз» в Казань.

В программе фестиваля особое место занимают спектакли «Я не вернусь» и «Я не вернусь. Мечты» молодого режиссера Айдара Заббарова. Это 2 части одной большой истории о жизни в деревне, основанные на реальных историях, которые он собирал, объезжая татарстанские деревни. Его спектакли, поставленные на Камаловской сцене, были тепло приняты казанской публикой, о нем много говорят в прессе.

На встрече с журналистами на вопрос, как он относится к критике, Айдар ответил, что критика важна для режиссера и рассказал историю, как его постановку проанализировал Олег Лоевский.

«Когда я поставил первый спектакль «Я не вернусь», Олег Соломонович сказал мне, что у меня двойной финал. После монолога Эмиля Талипова, где спектакль должен был завершиться, идет монолог Алиши, - рассказывает Айдар. – Я его не понял, в том момент я был в состоянии рождения спектакля, не мог отстраниться, мне было сложно воспринимать критику».

Спустя пару месяцев, режиссер посмотрел спектакль со стороны и принял решение завершить первую часть «Я не вернусь» монологом Эмиля Талипова.

«Вовремя надо сказать об этом, и вовремя услышать. Конечно, критика запоминается, переваривается. Иногда споришь внутри себя, внешне споришь мало», - поделился Айдар Заббаров.

Учредителями фестиваля «Науруз» являются Министерство культуры Республики Татарстан при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Союза театральных деятелей Российской Федерации, Союза театральных деятелей Республики Татарстан. Организатор - Татарский государственный Академический театр им.Г.Камала.

Фестиваль реализуется в рамках национального проекта «Культура» федерального проекта «Творческие люди».




Please subscribe to our emails for more information about the theatre
Ошибка, введите корректный адрес