Театральное путешествие в «Клуб Шарык» / «Шәрык клубы» на театраль сәяхәт
До начала осталось:
Театральное путешествие в «Клуб Шарык» / «Шәрык клубы» на театраль сәяхәт
00
дней
:
00
часов
:
00
минут
:
00
секунд

В Казани завершился фестиваль «Науруз»

Суббота 12.06.2021

Вчера в столице Татарстана завершился XV Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз». В заключительный день фестиваля прошли онлайн и офлайн показы спектаклей театров из Тувы, Туркменистана, Чувашии, Таджикистана, Хакасии и Татарстана. Состоялась премьера ZOOM-спектакля «Роман в девяти письмах», который был разработан на форуме прошлого года. На круглом столе критики подвели итоги юбилейного «Науруза».

В пресс-центре фестиваля состоялся круглый стол с критиками, приглашенными на «Науруз». Они посмотрели все спектакли и дали оценку фестивалю и постановкам. В мероприятии приняли участие театральный критик, пресс-секретарь Московского театра кукол Анна Казарина (г. Москва), театральный критик и журналист Мария Кожина (г. Новосибирск), театральный критик, завлит Московского ТЮЗа Владислава Куприна (г. Москва), журналист и театральный критик Ольга Фукс (г. Москва), театральный критик Алексей Пасуев (г. Санкт-Петербург) и театральный критик, программный директор фестиваля Нияз Игламов. Подробный материал с круглого стола размещен по ссылке.

В Большом зале Камаловского театра состоялся онлайн-показ спектакля «Тараа» («Песнь о хлебе») Национального музыкально-драматического театра Республики Тыва им. В.Кок-Оола.

Спектакль повествует о судьбе одной аратской семьи. Год выдался хлебным и вся семья Сувана занята на поле сбором урожая. Своим примером отец семейства передает сыновьям вековой опыт, традиции и мудрость кочевого народа, взращивая в них бережное отношение к земле, уважение к тараа – хлебу. А тем временем Великая Октябрьская революция доходит и до Тувы.

Ольга Фукс, театральный критик (г. Москва): «Это вполне традиционный спектакль с внятной историей, рассказывающей правду о немногочисленном народе, который должен сохранить себя между большими враждующими странами. Постановка находится на границе между психологическим, таким реалистическим и традиционным, музыкальным театром. Особой напевностью выделяется речь Старца-сказителя. Возможно, это какое-то старинное наречие или актерская находка. Музыкальность языка слышат даже те, кто не имеет отношение к тувинской культуре. Режиссер вполне уместно включил в постановку поэму А.Блока «Двенадцать», «красной нитью» прошил ею действо. Не могу сказать, что я что-то особо выразительное увидела, таких спектаклей много. Постановка, может быть, не для искушенных театралов, но крепкие, добротные спектакли тоже нужны».

После тувинского спектакля в Большом зале театра Камала состоялся онлайн-показ постановки «Махтумкули» Национального драматического театра Туркменистана имени А. Арслана.

В спектакле речь идёт о необычной жизни и творчестве выдающего туркменского поэта Махтумкули Фраги, который внёс огромный вклад в развитие туркменской литературы. Спектакль повествует как о жизненных вехах великого поэта, так и жизни его произведений во времени и пространстве.

На Малой сцене театра Камала Чувашский государственный театр юного зрителя имени М. Сеспеля представил гоголевскую «Шинель».

«Все мы вышли из гоголевской «Шинели» - общеизвестная фраза, означающая, что расцвет русской классической литературы 19 века во многом произошел благодаря творчеству Николая Васильевича Гоголя. А поднятая им тема «маленького человека» на многие десятилетия стала ведущей в русской литературе. Актуальной она остается и в наши дни.

Мария Кожина, театральный критик (г. Новосибирск): «Спектакль хорош для подростков, которые изучают это произведение в школе. А если ты хорошо знаешь первоисточник, возникает ощущение, что постановка мало что прибавила к твоим знаниям, поскольку всё, что мы видим – это иллюстративное обращение к тексту Гоголя. Мы помним, что повесть заканчивается появлением призрака главного героя, наказывающего своих обидчиков. Финал этого пластического действа уводит нас от гоголевского мистицизма к христианский мифологии. Но в любом случае Акакий Акакиевич выступает фигурой идеального человека, пусть скромного, но доброго и чуткого. Остаётся только мир злых чиновников. Вообще, это можно трактовать как глобальную проблему: мир лишается того, кто способен его изменить».

В Большом зале в онлайн-формате состоялся показ спектакля «Соловей Худжанда» Государственного театра музыкальной комедии имени К. Худжанди (Республика Таджикистан).

Спектакль о жизни и творчестве таджикского поэта Камола Худжанди. В яркой, красочной манере спектакль повествует о жизни и судьбе поэта и мыслителя, о глубокой связи его поэзии с духом народа, о буре чувств в душе поэта, которая даёт начало стихам.

На Большой сцене Камаловского театра состоялся показ ZOOM-спектакля «Роман в девяти письмах». Это совместный проект участников режиссерско-актерской секции П.Г. Пуче (Колумбия) форума «Науруз 2020».

На сцене татарского ТЮЗа Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген» представил спектакль «Чанар Хус».

Трагическая история любви хакасского охотника Чанар Хуса, сохранившись сквозь столетия, обрела новые смыслы.

По замыслу режиссёра Баатра Колаева «Чанар Хус» - абсолютно современная история. Главный герой – внезапно разбогатевший молодой человек, олигарх. Вся его жизнь – игра, он постоянно играет в разные игры с людьми, со смертью. Победа всегда должна доставаться ему любой ценой. Безудержные страсти, любовь и тщеславие, жажда власти и упоение могуществом, смятение и предательство - все это лихо закручено режиссёром в вереницу сменяющихся картин, показывающих многоликость и неоднозначность человеческой натуры.

«Проблемы, поднимаемые в спектаклях на «Наурузе» до глубины души, - поделилась директор Хакасского театра Ирина Чустугушева. - У нас у всех есть проблемы с родны языком, у нас стираются с лица земли маленькие села, есть проблемы со спиртным, сложная экономическая и политическая ситуация. Мы продолжаем идти, сохраняя свои традиции и обычаи, мы играем спектакли на хакасском языке».

Как отметила Ирина Чустугушева, театр затрагивает эти проблемы в спектакле «Чанар хус».

Владислава Куприна, театральный критик (г. Москва): «Чанар Хус» – сложный эксперимент, где режиссер Баатр Колаев пытается проверить, как работают и работают ли механизмы древних легенд, эпических и архетипических сюжетов в контексте современном культуры. Режиссер делает жесткий микс языков культур. Спектакль – отчасти комикс, отчасти нуар и немного история про гангстеров (здесь в какие-то моменты присутствует стилистика кинофильма «Бригада»). И все же, было интересно следить за метаморфозами языка, который пытается преодолеть архетипическую ситуацию. В целом получается история о бандитах, абсолютно уверенных, что миром правит сила. А легенда говорит, что любовь все-таки сильнее, её невозможно обмануть, взять хитростью или силой».

На сцене Тинчуринского театра Оперная студия Казанской государственной консерватории имени Н. Жиганова представила спектакль «Ходжа Насретдин».

Алексей Пасуев, театральный критик (г. Санкт-Петербург): «Сразу оговорюсь, что я не специалист по музыкальному театру. На мой вкус, все пели совершенно замечательно, и музыка была безумно красива. Приятно слышать живой оркестр и живое пение. От студенческого спектакля требовать особой театральной вычурности не приходится. Но в то же время отмечу, что солисты очень обаятельно существовали в образах. Главный герой просто чудесный, пластичный, ироничный, ровно такой, каким должен быть. Злодеи больше комичные, чем страшные, что, впрочем, характерно для музыкальной комедии. Тот факт, что это возрождение подзабытого музыкального материала, что это произведение будет дальше жить, радовать зрителя – совершенно прекрасно».

Учредителями фестиваля являются Министерство культуры Республики Татарстан при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Союза театральных деятелей Российской Федерации, Союза театральных деятелей Республики Татарстан. Организатор - Татарский государственный Академический театр им.Г.Камала.

Фестиваль реализуется в рамках национального проекта «Культура» федерального проекта «Творческие люди».

Фотографии пятого дня можно скачать по ссылке.

Видеодневник пятого дня фестиваля доступен по ссылке.

Фотографии всех мероприятий фестиваля размещены по ссылке.

Уважаемые коллеги!

Благодарим Вас за сотрудничество на фестивале «Науруз»!




Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра
Ошибка, введите корректный адрес
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!