САНАУЛЫ КИЧЛӘР/ ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ
До начала осталось:
САНАУЛЫ КИЧЛӘР/ ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ
00
дней
:
00
часов
:
00
минут
:
00
секунд
0

В Казани подвели итоги театрального фестиваля «Науруз»

Пятница 11.06.2021

Сегодня в пресс-центре фестиваля состоялся круглый стол с критиками, приглашенными на «Науруз». Они посмотрели все спектакли и дали оценку фестивалю и постановкам. В мероприятии приняли участие театральный критик, пресс-секретарь Московского театра кукол Анна Казарина (г. Москва), театральный критик и журналист Мария Кожина (г. Новосибирск), театральный критик, завлит Московского ТЮЗа Владислава Куприна (г. Москва), журналист и театральный критик Ольга Фукс (г. Москва), театральный критик Алексей Пасуев (г. Санкт-Петербург) и театральный критик, программный директор фестиваля Нияз Игламов. 

«Для меня «Науруз» – это тесное знакомство с театрами тюркских народов. По итогу того, что мы увидели на «Наурузе», мне были интересны моменты, связанные с языком. Всегда интересно увидеть, как театр выстраивает диалог с современным зрителем, – рассказывает Анна Казарина. – Когда мы говорим о национальном театре, мы отмечаем, как он сохраняет и осмысляет национальную этичность, как он работает и рефлексирует с ней, с точки зрения сегодняшней реальности. Видим, как театр выстраивает работу ссинтезом фольклора, народными традициями и современными формами театра».

Она отметила детские спектакли «Сказки Хикмета» татарского ТЮЗа имени Г. Кариева, «Чарующий курай» детского театра «Сулпан» Сибайскогоконцертно-театрального объединения и «Этно» Альметьевского уличного театра «Легкие крылья».

По словам критика, в фестивале затрагивается тема памяти, и работа с современной формой и фольклором – как мостик передачи культуры и памяти, которая существует у народов. Здесь она отметила спектакли «Сайдаш. Бессонница» Татарского государственного театра драмы и комедии имени К. Тинчурина и «Абай.Впечатления» Государственного театра кукол г. Алматы.

«Я в первый раз на фестивале «Науруз», это мое первое большое знакомство с театрами тюркских народов, с таким объемом я столкнулась впервые», - поделилась Мария Кожина.

В своем выступлении она выделила несколько спектаклей. «Жребий» уходит к вопросам цикличности человеческой жизни, к тому, постепенно уходят люди старшего поколения и что мы теряем с этим уходом», - отметил критик.

Про спектакль «Гульбустан» Мария Кожина рассказала: «Есть пьеса, которая вписывается в традиционные структурные схемы, и визуально на сцене это решено так, что ты тоже схема отношений, где придуман мир, где человек становится винтиком большого механизма и комбината. В спектакле возникает поэзия, когда главную героиню наряжают в свадебное платье, когда мы видим обряд и традиции».

«В большинстве своем театр тюркских народов серьезен, здесь поднимаются проблемыосмысления мироустройства, и работа с предметами позволяет показывать разные стороны жизни», - поделилась Мария Кожина.

По словам Владиславы Куприной, тюркский мир заставляет говорить об общих проблемах, как о теме памяти, об ее утрате.

«Тюркский театр не готов делать больно своему зрителю, он в конце его обнимет, пожалеет, скажет: не расстраивайся сильно, - заметила критик. - Это видно во всех спектаклях, кроме буинского «Жребия», где режиссер Тимур Кулов не боялся сделать больно, когда говорил о голоде».

«На фестивале звучит проблема потери родного языка, – рассказала Ольга Фукс. – Спектакль «Королевство кривых» – наименее привязанный к тюркоязычному миру, говорит про страх, потерюдостоинства и попытку ее удержать, про утрату личности и борьбу за сохранение этой личности».

«Театр – это место, где продолжают подниматьсяактуальные темы и проблемы, где маленькие частные истории заставляют нас задумываться о том, что мы пережили», - отметила Ольга Фукс.

«Я впервые на «Наурузе», и у меня возникла мысль, что фестиваль может получить заголовок «фестиваль театрального эпоса, - поделился Алескей Пасуев. - Все спектакли тяготеют к эпической форме повествования, во всех спектаклях эпический герой, который проходит путь испытаний. Правда, некоторые театры перестарались, их истории не имели эпического потенциала».

Алексей отметил работы художников. По его мнению, во всех спектаклях очень интересное пространство, необычное, символичное и поэтичное.

Подводя итоги фестиваля, Нияз Игламов заявил, что это первый фестиваль, на который театры привезли мало программок, проигнорировали этот момент, и усложняет работу над написанием рецензий о спектаклях. «Программа – это часть театральной истории, благодаря им формируется будущее поколение театральных людей», - рассказал Нияз Рауфович.

По словам программного директора фестиваля, театральный зритель очень сильно изменился в период пандемии. Зритель начал ходить на серьезные спектакли, он хочет душевного разговора. «На честность и искренность мы готовы, а что именно нужно ему – нужно пытаться понять, рисковать и найти середину», - отметил Нияз Игламов.

Подробную версию итогов фестиваля «Науруз» вы можете посмотреть на видео по ссылке.

Мнения критиков о спектаклях размещены в Дневниках фестиваля. С ними мы можете ознакомиться на сайте театра.

Учредителями фестиваля являются Министерство культуры Республики Татарстан при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Союза театральных деятелей Российской Федерации, Союза театральных деятелей Республики Татарстан. Организатор - Татарский государственный Академический театр им.Г.Камала.

Фестиваль реализуется в рамках национального проекта «Культура» федерального проекта «Творческие люди».




Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра
Ошибка, введите корректный адрес