Становление профессионального татарского театра и
труппа «Сайяр»
Со второй половины XIX века в Казани возникают предпосылки для возникновения профессионального татарского театра. Городские мещане и купцы, интеллигенция и просвещенное духовенство активно посещает спектакли Казанского русского театра и спектакли многочисленных приезжих трупп. В 1887 году просветитель и литератор Г.Ильяси пишет первую пьесу на татарском языке. К концу века количество татарских драматических произведений и переводов пьес на татарский язык насчитывает несколько десятков. Театральное искусство развивается в формах школьного, любительского и домашнего театра.
22 декабря 1906 года в Казани представителями прогрессивной молодежи был сыгран первый публичный спектакль на татарском языке. В этот день были представлены пьесы «Жалкое дитя» и «Беда из-за любви». Эта дата считается днем рождения татарского театра.
Основателем первой профессиональной татарской театральной труппы является оренбургский учитель, многогранная личность Ильяс Кудашев-Ашказарский. Со спектаклем по пьесе Александра Островского «В чужом пиру похмелье» в переводе на татарский язык труппа впервые выезжает на гастроли по городам России. Позднее в труппу был принят артист, режиссер Габдулла Кариев, ставший ее руководителем и еще при жизни названный «отцом татарского театра». В 1907 году в труппу пришла Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская, первая женщина, взошедшая на сценические подмостки не только в театрах тюркоязычных народов, но и во всём мусульманском мире.
Труппа «Сайяр», т.е. «Передвижник» (так назвал труппу народный поэт Габдулла Тукай в 1908 году), с первых же шагов стала важным очагом распространения просвещения, культуры, демократических устремлений среди народа. Начиная с 1911 года «Сайяр» работает в помещении Восточного клуба в городе Казани (ныне – Интерактивный мультимедийный комплекс истории татарского театра «Шарык клубы» по улице Татарстан, д.8).
В 1912 году из труппы «Сайяр» уходит С.Гиззатуллина-Волжская и формирует в Уфе вторую татарскую труппу «Нур» («Луч»), костяк которой составляют известные артисты Бари Тарханов, Касим Шамиль, Мухтар Мутин. В 1915 году Валиулла Муртазин-Иманский организовывает в Оренбурге третью татарскую труппу «Ширкат» («Товарищество»), где начинают свой путь Халиль Абжалилов и Фатыма Ильская. После революции В.Муртазин-Иманский становится основателем профессионального башкирского театра в г.Уфе. Позднее татарские театры организовывались в городах Москве, Астрахани, Баку, Троицке, Уральске, Свердловске, Челябинске, Санкт-Петербурге и других городах. Татарские артисты и режиссеры оказывали большую помощь в создании национальных театров республик Средней Азии, Казахстана, а также многих других народов тюркского мира.
В труппу «Сайяр» приходят новые силы: Гульсум Болгарская, Карим Тинчурин, Нагима Таждарова, Нафига Арапова, в 1917 году из города Санкт–Петербурга была приглашена Ашраф Синяева, окончившая драматическую школу при Императорском Александринском театре. В афише театра наряду с шедеврами национальной классики «Банкрот» Галиасгара Камала, «Первые цветы» Карима Тинчурина, «Галиябану» Мирхайдара Файзи, «Зулейха» Гаяза Исхаки и других постоянно присутствуют произведения русской и зарубежной классики. С театром сотрудничают композитор Султан Габяши, художник Сабит Яхшибаев, критик и переводчик Габдрахман Карам.
1920-30-е годы
В годы Гражданской войны татарские актеры участвуют во фронтовых агитбригадах. В 1920 году ушел из жизни Габдулла Кариев, годом раньше – Габдрахман Мангушев, из–за болезней, полученных на Гражданской войне, была вынуждена уйти со сцены Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская. Часть актеров переезжает в Уфу, часть – в Астрахань, некоторые актеры навсегда уходят из театра. В 1922 году решением Наркомпроса из трупп «Сайяр», «Нур» и фронтовых бригад формируется «Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного Октября». Правительство Татарской республики приглашает возглавить театр ученика Габдуллы Кариева, драматурга, актера, театрального педагога и режиссера Карима Тинчурина. Первым делом новый художественный руководитель начинает формировать труппу. Из Оренбурга приезжают его ученики по Самарской студии – актер Мифтах Абсалямов, актер и драматург Тази Гиззат, актер и режиссер Асгат Мазитов. Из разных городов Сибири и Урала, Нижнего Поволжья были приглашены Зайни Султанов, Ситдик Айдаров, Камал III, Шакир Шамильский, Бари Тарханов и Мухтар Мутин. Вместе с бывшими «сайяровцами» – Гульсум Болгарской, Нафигой Араповой, Камалом I, Камалом II, Касимом Шамилем, Хамитом Кульмаметом, Джалялом и Сарой Байкиными – они создают ядро труппы театра имени Красного Октября. В 1922 году из Оренбурга по приглашению художественного руководителя приезжает молодой дирижер армейского оркестра Салих Сайдашев, из Тамбова на должность суфлера – юный поэт Хади Такташ.
В 1923 году в г. Казани открывается театральный техникум, педагогами которого становятся ведущие мастера татарской сцены. В 1926 году труппа пополняется первыми выпускниками техникума (Галия Булатова, Галия Нигматуллина, Галия Кайбицкая, Хаким Салимжанов и др.).
В 1926 году общественность республики отмечает двадцатилетний юбилей театра. Многие актеры удостаиваются званий заслуженных артистов республики, Героев труда, а сам театр получает статус «Академический».
В 1926 году К.Тинчуриным были написаны и в том же году поставлены два шедевра национальной драматургии – музыкальная драма «Голубая шаль» (в соавторстве с композитором С.Сайдашевым) и сатирическая комедия «Без ветрил».
В 1930 году театр участвует в Первой Олимпиаде театров народов СССР в Москве. Вторая половина 1920-х – первая половина 1930-х годов проходят под знаком режиссерских поисков. Спектакли ставят режиссер кариевской школы Карим Тинчурин, вахтанговец Гумер Девишев, поборник «Нового театра» Сулейман Валеев-Сульва, романтик Саид Булатов, последователи Станиславского – Гали Ильясов и Гумер Исмагилов. В этот период с театром активно сотрудничают русские режиссеры Г.Хавис, Е.Амантов, Б.Фердинандов, Б.Великанов, ставят спектакли актеры – Зайни Султанов, Хусаин Уразиков, Мухтар Мутин и др. Этапные спектакли той поры: «Голубая шаль», «На Кандре» К.Тинчурина, «Галиябану» М.Файзи, «На дне» М.Горького, «Салют, Испания!» А.Афиногенова, «Тартюф» Жан Батист Мольера, «Ромео и Джульетта» У.Шекспира и др.
В конце 1930-х годов, в период сталинских репрессий, театр несет огромные потери. Погибают в застенках НКВД драматурги Фатых Сайфи-Казанлы, Фатхи Бурнаш, Ахмет-Тажетдин Рахманкулов, Карим Тинчурин, выдающийся актер и режиссер Мухтар Мутин, подвергаются репрессиям режиссер Гали Ильясов, драматург Мирсай Амир; режиссер Гумер Исмагилов, спасаясь от ареста, навсегда покидает Казань. Многие драматурги отходят от писательской деятельности. В 1933 году умирает классик и родоначальник татарской драматургии и театра Галиасгар Камал. При этом продолжают активно писать для сцены драматурги Тази Гиззат («Потоки», «Искры», «Смелые девушки») и Наки Исанбет («Бегство», «Портфель», «Хужа Насретдин» и др.). Постановочный процесс переходит в руки недавних выпускников ГИТИСа Ширияздана Сарымсакова и Кашифы Тумашевой. На татарской сцене на рубеже 1930-40-х годов преобладают переводные пьесы зарубежной и русской классики.
В 1939 году в честь 60–летия классика и родоначальника татарской драматургии и театра Галиасгара Камала театру присуждается его имя.
Военные и послевоенные годы
С началом войны театр активно обслуживает бойцов казанских госпиталей, актерские бригады выезжают в прифронтовую полосу. Многие актеры уходят на фронт. В годы войны в Казань в эвакуацию прибывает замечательный режиссер, ученик Вс.Мейерхольда (соавтор спектаклей «Великодушный рогоносец» и «Зори») В.Бебутов. В Камаловском театре он ставит этапные спектакли по русской и зарубежной классике («Гроза», «Собака на сене», «Король Лир»). Из спектаклей военного времени, созданных по произведениям татарских драматургов, выделяются «Хужа Насретдин», «Марьям» Н.Исанбета и «Минникамал» М.Амира и др.
Целенаправленное уничтожение выдающихся представителей татарской сценической культуры, внедрение в театральную практику бесконфликтной драматургии, нивелировка национальной самобытности, ориентация на одну единственную эстетическую модель – бытовое жизнеподобие, дали о себе знать на рубеже 1940-50-х годов, когда театр стал терять зрителя.
В 1949 году в Казань приезжает группа талантливых выпускников татарской студии ГИТИСа (Шахсенем Асфандиярова, Асия Галеева, Гаухар Камалова, Рафкат Бикчантаев, Празат Исанбет, Дэллюс Ильясов и др.). Вскоре наиболее одаренные актеры этой плеяды П.Исанбет и Р.Бикчантаев обращаются к режиссерской практике.
В 1956 году после знаменательного ХХ съезда были реабилитированы славные имена К.Тинчурина и Ф.Бурнаша, это обстоятельство помогло театру обрести «второе дыхание» и с честью выйти из кризиса. Актеры старшего поколения с воодушевлением принимаются за восстановление «Голубой шали» в режиссерском рисунке самого К.Тинчурина. С этого года и по сей день эта легендарная пьеса не сходит со сцены театра. Наряду с этим в драматургию приходят новые силы: Хай Вахит, Шариф Хусаинов, Аяз Гилязов, Ильдар Юзеев и др.
В 1957 году в Москве состоялась Декада татарской литературы и искусства. Татарский государственный Академический театр имени Г.Камала везет в Москву свои лучшие спектакли: «Минникамал», «Король Лир», «Тревожные дни», «Хужа Насретдин», «Зифа» и «Голубая шаль». После Декады театр награждается высшим орденом СССР – орденом Ленина, а Халиль Абжалилов первым из татарских актеров получает звание народного артиста СССР.
В 1958 году спектакль «Без ветрил» К.Тинчурина в режиссуре
Ш.Сарымсакова становится первым художественным произведением, удостоенным только что учрежденной Государственной премии имени Габдуллы Тукая. Кроме этого в разные годы премией имени Тукая были награждены спектакли «Первая любовь» Х.Вахита, «Тополек мой в красной косынке» Ч.Айтматова и «Прощайте» Т.Миннуллина, а также режиссер М.Салимжанов, актеры Р.Шарафеев и И.Ахметзянов.
Эпоха Марселя Салимжанова
В 1961 году в театр возвращаются выпускники татарской студии училища имени М.Щепкина – Ринат Тазетдинов, Азгар Шакиров, Равиль Шарафеев, Наиль Дунаев, Дамир Хайруллин, Нажиба Ихсанова, Флюра Хамитова, Фирдаус Ахтямова, Гульсум Исангулова и др. Начинают писать для сцены их однокурсники драматурги Туфан Миннуллин и Рабит Батулла.
В 1966 году в театр после окончания ГИТИСа на должность главного режиссера приходит Марсель Салимжанов. С его именем связана славная пора зрелого театрального искусства Татарстана. С первых постановок становится ясно, что в театр пришел лидер, творец, утверждающий диктатуру режиссуры, умирающей в актерском искусстве. Спектакли 1960-80-х годов: «Миркай и Айсылу», «Беглецы» Н.Исанбета, «Американец», «Угасшие звезды», «Казанское полотенце» К.Тинчурина, «День рождения Миляуши», «Старик из деревни Альдермеш» Т.Миннуллина, «Приехала мама» Ш.Хусаинова, «Нашествие» Л.Леонова, «Бесприданница» А.Островского, «Три аршина земли» А.Гилязова и др. прочно входят в золотой фонд многонациональной театральной культуры России.
В 1970-1980-е годы в театр приходят актеры–выпускники Казанского театрального училища (Алсу Гайнуллина, Ильдар Хайруллин, Фирдаус Хайруллина, Рузия Мотыгуллина, Зульфира Зарипова, Асхат Хисматов, Рамиль Тухватуллин, Люция Хамитова и др.), Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (Ильдус Ахметзянов, Шамиль Бариев, Габделфарт Шарафеев), Московского театрального училища имени М.С.Щепкина (Ильдус Габдрахманов, Ильсия Тухватуллина, Айрат Арсланов, Марьям Юсупова) и др.
В 1970 году на гастролях в г. Москве театр получает высокую оценку ведущих театральных специалистов страны. В 1975 году народным артистом СССР становится Фуат Халитов, в 1977 – Шаукат Биктемиров, в 1980 – Габдулла Шамуков, в 1984 – Марсель Салимжанов. В 1979 году драматург Туфан Миннуллин, актер Шаукат Биктемиров и режиссер Марсель Салимжанов за спектакль «Старик из деревни Альдермеш» удостоены Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского. В 1985 году актер Ринат Тазетдинов, ныне возглавляющий Союз театральных деятелей республики, удостаивается Государственной премии СССР, лауреатом Государственной премии России становится в 1991 году актриса Алсу Гайнуллина. Спектакли «Свои люди – сочтемся», «Бесприданница», «Минникамал», «Три аршина земли», «Как звезды в небе», «Здесь родились, здесь возмужали» и другие становятся лауреатами и дипломантами Всесоюзных фестивалей и конкурсов.
Смена режиссерских генераций и современный этап
На рубеже 1980-90-х годов в театре происходит смена режиссерских поколений. Вплоть до своей смерти великий реформатор татарской сцены М.Салимжанов продолжает ставить талантливые спектакли, масштабные полотна народной жизни – ярким примером является его последняя постановка «Баскетболист» - в театр приходят новые силы. В 1987 году режиссер Дамир Сиразеев ставит эпохальный спектакль «Плаха», в котором воплотились «перестроечные» думы и чаяния. В 1991 году в театр после учебы в ГИТИСе возвращается Фарид Бикчантаев, постановщик таких этапных спектаклей, как «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира, «Домовой» Мансура Гилязова, «Учитель танцев» Лопе де Вега, «Рыжий насмешник и его черноволосая красавица» Наки Исанбета, «Чайка», «Три сестры» Антона Чехова, «Черная бурка» Геора Хугаева и др.
В 1995 году под руководством М.Салимжанова и Ф.Бикчантаева в Казанской государственной Академии культуры и искусств состоится первый актерский выпуск (Искандер Хайруллин, Радик Бариев, Миляуша Шайхутдинова, Минвали Габдуллин, Рамиль Вазиев, Зубаржат Сафина, Ильтазар Мухаматгалиев, Эльвира Садриева). Высокий уровень исполнительского искусства и постановочной культуры спектаклей позволил театру добиться успехов на многих театральных смотрах и фестивалях. В 1996 году театр впервые выступил за рубежом на Международном фестивале молодежных театров в г.Аугсбурге в Германии. В 2001 году выдающийся режиссер М.Х.Салимжанов стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «За вклад в театральное искусство». В 2016 году «Золотую маску» за вклад в театральное искусство получает выдающийся актер Ринат Тазетдинов.
В 2002 году после смерти Марселя Салимжанова главным режиссером театра стал его ученик, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан и Российской Федерации, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Г.Тукая, Международной премии имени К.Станиславского, профессор Фарид Бикчантаев, с 2011 года возглавляющий Союз театральных деятелей Республики Татарстан.
Театр активно гастролирует по России, ближнему и дальнему Зарубежью, участвует в фестивалях и завоевывает большой успех у зрителей Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Литвы, Латвии, Эстонии, Германии, Финляндии, Турции, Великобритании, Колумбии, Испании, Китая, Индии, Венгрии и др.
В 2014 году спектакль «Однажды летним днем» Йона Фоссе в постановке Ф.Бикчантаева, в последующем спектакли «И это жизнь?..» Г.Исхаки (реж. А.Заббаров), «Муть. Мухаджиры» М.Галяу (реж. Ф.Бикчантаев) становятся номинантами на Национальную премию «Золотая маска».
С 1998 года театр при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан проводит Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз», с 2010 года чередуя его с Международным театрально-образовательным форумом под тем же брендом. Активно развивается созданный театром в 2009 году Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Ремесло», преобразивший за эти годы театральный ландшафт республики, утвердив необходимость предоставления возможностей для творческой реализации молодым талантам.
Театр Камала реализует множество творческих проектов совместно с литературным, музыкальным и спортивным сообществом Татарстана и России, участвует в лабораторном движении, является многофункциональным театральным центром и ледоколом татарской культуры, являясь примером для 11 государственных татарских театров и стимулом для творческой конкуренции для театров других народов.