Идел-йорт 2024
До начала осталось:
Идел-йорт 2024
00
дней
:
00
часов
:
00
минут
:
00
секунд

Театральная критика и работа литературной части театра

Театр за пределами сценической коробки /

Театровед, театральный критик. Кандидат искусствоведения. Тема диссертации: «Кинофикация театра: история и современность» СПбГАТИ, Санкт-Петербург, 2010). 
В разные годы была экспертом и членом жюри фестиваля и премии «Золотая Маска», куратором программ «Новая пьеса», «Маска Плюс», Russian Case.
Была арт-директором фестиваля «Новая драма» и ридером фестивалей молодой драматургии «Любимовка», «Ремарка». Участвовала в лабораториях документального театра, молодой режиссуры, новой драматургии.
Преподавала во ВГИКе, НИУ ВШЭ, НГТИ, на независимых образовательных платформах.
Публиковалась в журналах «Театр», «Искусство кино», «Современная драматургия», «Петербургский театральный журнал», альманахе «Транслит»; газетах «Ведомости», «Независимая газета», «Экран и сцена»; интернет-порталах Openspace.ru, Lenta.ru, Colta.ru; в научных сборниках ШАГИ (РАНХиГС); в зарубежных журналах и интернет-порталах.
Руководитель службы внешних коммуникаций и развития в Электротеатре Станиславский.
Соруководитель (вместе с Еленой Ковальской) магистратуры «Социальный театр» в РИТИ-ГИТИС. 

ТЕМА: Театр за пределами сценической коробки  

ПРОЦЕСС: Дискуссии
Театр плюс - что это и зачем это нужно?
Традиция делать образовательные, вовлекающие “потребителя” программы при институциях связана с инклюзией. Инклюзия в этом контексте понимается как обеспечение доступности - например, искусства - людям с самым разным опытом и возможностями. В мировой практике такой деятельностью первыми стали заниматься музеи, предложив своему посетителю (или тому, кто еще не стал им) почувствовать себя в музее как дома. Театры же, особенно российские, всегда тяготели к закрытости и имели статус сакрального места по производству высоких смыслов, развлечения или культурного досуга. Если говорят “театр-дом”, то имеют прежде всего дом для работающих в театре, а не для зрителей. Но общий крен культуры к демократизации и доступности меняет настроения и вот уже лет десять как отечественные театры ищут пути иной, не односторонней, коммуникации с публикой. Этого зрителя уже не назовешь “потребителем” - он становится соучастником. 
Весь театр - “другой”.
Есть театр драматический, а есть паратеатральные формы - учили когда-то в театральных вузах. Время заставляет менять риторику, и вот уже паратеатральные формы вошли в тело театра как такового, все друг на друга влияет и меняет. Поэтому можно, конечно, отдельно изучать “театр горожан” (или “граждан”), сайт-специфик, свидетельский театр, инклюзивный и так далее. Но можно переместить все эти явления и форматы в общее поле театра (а оно - общее, как ландшафт с разными высотами и низинами) и смотреть, как устроена разнородная, сложная, интересная картина в целом.
Обретение самости.
Любопытно, что театр часто стремился и продолжает стремиться к универсализации. Часто говорят: этот спектакль вообще про любовь, а этот - чувства добрые воспевает, а этот - вообще про человека. Еще говорят: человек не меняется во времени, чеховские герои - они и сейчас такие, какими их Чехов написал. Но параллельно в театре были и есть и другие процессы - внимания к приватному, отдельному, специфическому, свойственному той или иной культуре, языку, идентичности. Особенно актуальными эти процессы стали сегодня, когда вопрос идентичности одновременно самый острый и самый интересный. 

ДАТЫ: 27 - 29 мая
ФОРМАТ: офлайн
АУДИТОРИЯ: Казанский Федеральный Университет, аудитория № 262 (ул. Татарстан, 2)
ЯЗЫК общения: русский


Театр за пределами сценической коробки
27
мая
Понедельник
14:00 - -15:30
Казанский Федеральный Университет ( аудитория № 262 ) (ул.Татарстан,2)
28
мая
Вторник
14:00 - -15:30
Казанский Федеральный Университет ( аудитория № 262 ) (ул.Татарстан,2)
29
мая
Среда
14:00 - -15:30
Казанский Федеральный Университет ( аудитория № 262 ) (ул.Татарстан,2)
Репертуарное предложение для театра /
Театровед. Окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии и аспирантуру ВНИИ искусствознания. После института работала заведующей литературной частью Казанского Большого драматического театра им. В.И. Качалова. С 1995 по 2020 годы - руководитель литературно-драматический части, помощник художественного руководителя Московского театра «Современник». Ныне - доцент кафедры продюсерства и менеджмента ГИТИСа и заместитель художественного руководителя Московского академического театра сатиры.

ДАТЫ: 30 мая - 1 июня
ТЕМА: Репертуарное предложение для театра
ПРОЦЕСС: Курс лекционно-семинарских занятий будет напрямую отвечать теме Форума – «Предлагаемые обстоятельства». 
Многочисленные факторы влияют на формирование репертуарного предложения для конкретного театра – художественный вектор его развития, состав труппы, оснащённость сцены, географическое положение, зрительские предпочтения, особенности целевой аудитории, финансовые возможности, верная оценка всех вызовов, которые предлагает стремительно меняющаяся реальность… 
Каковы инструменты, с помощью которых профессионал может найти верное решение, учитывая все или большинство из названных выше предлагаемых обстоятельств? Это первый вопрос, размышлять над ответом на который будет предложено участникам.
Второй касается следующего шага во взаимоотношениях театра и зрителя. Речь пойдет об особенностях продвижения конкретного репертуарного предложения к определенному зрителю.
За месяц до встречи все записавшиеся на курс получат задание. Его выполнение позволит быть более предметным диалогу, который не может не состояться во время этих занятий.
ФОРМАТ: офлайн
АУДИТОРИЯ: Казанский Федеральный Университет, аудитория № 262 (ул. Татарстан, 2)
ЯЗЫК общения: русский

Репертуарное предложение для театра
30
мая
Четверг
14:00 - -17:00
Казанский Федеральный Университет ( аудитория № 262 ) (ул.Татарстан,2)
31
мая
Пятница
14:00 - -17:00
Казанский Федеральный Университет ( аудитория № 262 ) (ул.Татарстан,2)
01
июня
Суббота
13:00 - -15:45
Казанский Федеральный Университет ( аудитория № 262 ) (ул.Татарстан,2)
Театральная критика /
Песочинский Николай Викторович
Кандидат искусствоведения, профессор кафедры русского театра Российского государственного института сценических искусств.
Закончил театроведческий факультет и аспирантуру Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Защитил диссертацию на тему «Проблемы актёрского искусства в театральной концепции В.Э.Мейерхольда».
Преподаёт: лекционный курс истории русского театра; семинар по театральной критике; лекционный курс по истории и методологии театральных исследований.
Составитель, автор статей и комментариев в изданиях «Мейерхольд в русской театральной критике»; «Журнал Студии Вс.Мейерхольда “Любовь к трём апельсинам” (комментированное переиздание)», «Мейерхольд: К истории творческого метода», «Русское актёрское искусство ХХ века», «Театральные термины и понятия». Автор статей о режиссуре Анатолия Васильева, Эймунтаса Някрошюса, Льва Додина, Андрея Могучего, Камы Гинкаса, Юрия Бутусова, Андрия Жолдака, Александра Галибина, Клима, Дмитрия Волкострелова, Бориса Павловича и др.
Член жюри Национальной театральной премии «Золотая маска» 2009, 2012, 2015, 2019, 2022 г.
Эксперт премии в области литературы о театре «Театральный роман» с 2014 по 2024 г.
Член экспертного совета петербургских театральных премий «Золотой софит», «Прорыв».
Преподавал в университетах Республики Корея, Китая, США, Дании и др.
Участник Санкт-Петербургских международных культурных форумов и научных конференций, проведенных в РГИСИ, ГИТИСе, Государственном институте искусствознания, Союзе театральных деятелей, ИМЛИ, Международной ассоциации театральных критиков IATC, Международной ассоциации театральных исследователей FIRT, и др.

ТЕМА: Театральна критика.
ПРОЦЕСС: На лекционных занятиях участники познакомятся с базовыми школами и профессиональными методиками театральной критики: формальным анализом; изучением художественной композиции спектакля («Ленинградская школа»); жанрами театральной критики, проблемами герменевтики, семиотики, психоанализа спектакля; современным взглядом на социологию театра и формы рецензирования театрального процесса в современных условиях.
Для практики по курсу каждому участнику будет предложено написать краткую рецензию на спектакль «Дон Жуан» (режиссёр – Ф.Бикчантаев, видеозапись), а также принять участие в устном разборе спектакля-хедлайнера Форума «Пиковая дама» (режиссёр А.Житинкин).
ДАТЫ: 30 мая - 1 июня.
ФОРМАТ: офлайн.
АУДИТОРИЯ: Казанский Федеральный Университет, аудитория № 262 (ул. Татарстан, 2).
ЯЗЫК общения: русский.
.

Театральная критика
30
мая
Четверг
10:00 - -13:15
Казанский Федеральный Университет ( аудитория № 262 ) (ул.Татарстан,2)
31
мая
Пятница
10:00 - -13:15
Казанский Федеральный Университет ( аудитория № 262 ) (ул.Татарстан,2)
01
июня
Суббота
10:00 - -12:45
Казанский Федеральный Университет ( аудитория № 262 ) (ул.Татарстан,2)

Театральная критика в современном театре /

Театровед, театральный критик, основатель и куратор межрегионального проекта «Школа театрального блогера», член комиссии СТД РФ по критике и театроведению. Автор около 1500 статей в различных изданиях, включая «Ведомости», «Газету», «Независимую газету», парижскую Liberation, журнал «Театр», интернет-портал Colta.ru. Был редактором отделов культуры в журналах «Итоги» и The New Times, в газетах «Труд» и «Алфавит». Входил в жюри и экспертные советы многих театральных премий и фестивалей, включая Национальную театральную премию «Золотая маска», Международную конфедерацию театральных союзов и Международный фестиваль «Сезон Станиславского».

ТЕМА: Театральная критика в современном театре.
ПРОЦЕСС: Лекционно-практический курс, на котором пройдут обсуждения просмотренных в рамках Форума спектаклей и разбор самостоятельных работ участников секции.
ДАТЫ: 27 - 29 мая.
ФОРМАТ: офлайн.
АУДИТОРИЯ: Казанский Федеральный Университет, аудитория № 262 (ул. Татарстан, 2).
ЯЗЫК общения: русский


Театральная критика в современном театре
27
мая
Понедельник
16:00 - -18:45
Казанский Федеральный Университет ( аудитория № 262 ) (ул.Татарстан,2)
28
мая
Вторник
10:00 - -13:15
Казанский Федеральный Университет ( аудитория № 262 ) (ул.Татарстан,2)
29
мая
Среда
10:00 - -13:15
Казанский Федеральный Университет ( аудитория № 262 ) (ул.Татарстан,2)
Китайская пьеса для вашего театра / Китайская пьеса для вашего театра. /

Театральный критик, историк культуры, журналист. 

Соучредитель и ответственный секретарь Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв», программный директор Летнего фестиваля искусств «Точка доступа» в Санкт-Петербурге, координатор программы Санкт-Петербургского фестиваля «Школа. Студия. Мастерская», член Координационной группы Ассоциации театральных критиков России, многократный участник жюри всероссийских и международных фестивалей, в прошлом – эксперт Национальных театральных премий «Золотая маска» и «Арлекин», фестиваля «Артмиграция».
Работал заведующим литературной частью в петербургском театре «Приют комедианта», редактором в журналах «Афиша» и «Собака.ру», на сайте «Фонтанка.ру», писал, как театральный критик в санкт-петербургские и центральные газеты, на сайты и в журналы широкого профиля и специальные («Театр», «Петербургский театральный журнал», «Империя драмы»). Автор более чем трехсот текстов, посвященных вопросам театра.
С 2016 года – арт-директор Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля в Пскове.
С 2017 года – заместитель художественного руководителя, с 2018 года – арт-директор Псковского академического театра драмы им.А.С.Пушкина.
С 2020 года - ответственный секретарь Совета Ассоциации национальных театров России.

ТЕМА: Специфика реализации творческих проектов, созданных в копродукции между национальными театрами. (Ассоциация национальных театров РФ)
ПРОЦЕСС: Мастер-класс по фактическому поиску возможных форм копродукции между национальными театрами (долевое финансирование организации, проведения совместных проектов) на примере проекта с рабочим названием «Передвижная юрта», который будет представлен в 2025 году.
ДАТА: 28-29 мая
ФОРМАТ: офлайн/онлайн
ЯЗЫК общения: русский


Китайская пьеса для вашего театра
28
мая
Вторник
15:10 - -16:40
Казанский Федеральный Университет ( аудитория № 258 ) (ул.Татарстан,2)
Китайская пьеса для вашего театра.
29
мая
Среда
17:20 - -18:50
Казанский Федеральный Университет ( аудитория № 262 ) (ул.Татарстан,2)

Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра
Ошибка, введите корректный адрес
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!