РусТатEng

КАМАЛОВСКИЙ ТЕАТР ИДЕТ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

Столетняя история Татарского государственного Академического  театра  имени Галиасгара Камала - это славный путь становления и развития.  Сегодня он по праву считается главным театром республики. Камаловский всегда славился своей внутренней живой атмосферой, духом доброжелательности, бережным отношением к традициям и любви к искусству. 

При этом, театр им.Г.Камала смело реализует свежие творческие идеи и внедряет новаторские решения, с учетом всех современных тенденций. «Театр – это сложный,  живой организм, который постоянно изменяется, вступая в диалог с сегодняшними реалиями», - отмечает  его директор  Ильфир Якупов. В эксклюзивном интервью с журналом «Эксперт Татарстан»  руководитель  ведущего «храма Мельпомены» Татарстана  подробно рассказал, как за последние несколько лет  театру им. Г.Камала удалось не только обновить свой репертуар, но изменить фирменный стиль и стать доступным в режиме реального времени.

На должность директора театра им.Г.Камала Вы были назначены в 2012 году. Как правило, многие руководители отчасти влияют на художественную линию театра, но есть директоры, которые выполняют лишь управленческую функцию. Какой линии Вы придерживаетесь в своей деятельности?

 - Театр – это сложный организм, представляющий  собой творческое  сотрудничество художников, балетмейстеров, режиссеров и менеджмента. Театральное искусство  - это дело не одного человека. Поэтому грамотное руководство театром можно выстраивать только в тандеме с художественным руководителем. Так, например, мы с главным режиссером нашего театра  Фаридом Бикчантаевым ведем плотную совместную работу  по разработке репертуара, стараясь предвидеть, какой спектакль в будущем может стать шлягером и принести хорошую прибыль. Соответственно, политика управления нашего театра выстраивается только на согласованных действиях, не прибегая к «приказному тону». Так в Камаловском театре было всегда, и эта традиция продолжается и сегодня.  Каждый член нашего коллектива – это важное звено в цепочке, который выполняет свой определенный функционал. Но только в системном синтезе действий мы можем предоставить качественную услугу - в нашем случае это спектакль, театральному зрителю. 

- В прошлом году театр обновил не только репертуар, но и фирменный стиль: новый логотип, новые афиши. Не боялись ли Вы того, что после таких изменений потеряется узнаваемость театра?

За свою вековую историю Татарский государственный Академический театр им. Г.Камала неоднократно переживал изменения.  Он никогда не стоял на месте и практически каждые 5-8 лет происходила трансформация внешнего облика театра. Безусловно, прежде чем приступить к ребрендингу, мы изучили большой объем архивного материала  -  афиши, летучки, программы  прошлого века, для того что бы собственными глазами увидеть весь этот длинный путь изменений и разработать новый облик театра, отражающий его «природу» и «характер». Потерялось ли его узнаваемость? Конечно, нет. Отмечу, что нововведения даже поспособствовали новому всплеску интереса зрителей к театру. Мы получали как положительные, так и отрицательные отзывы. Для нас же это является главным подтверждением того, что мы двигаемся в правильном направлении и люди не равнодушны к деятельности и  творчеству Камаловского театра.

- С Вашим приходом на пост директора, театр им.Г.Камала запустил обновленный сайт  с расширенным функционалом  и внедрением новых онлайн-сервисов. Какую задачу они сегодня решают? И насколько пользуются популярностью у зрителей?

- В 2013 году мы запустили интернет-продажу билетов с официального сайта театра. Это было сделано для того, чтобы человек, который проявил интерес к творчеству нашего театра, имел возможность без особых усилий в режиме реального времени приобрести билет и попасть сразу в зрительный зал. Если 3 года тому назад  с помощью онлайн-системы приобреталось всего 5 билетов в день, то сегодня эта цифра  достигла 150. Кроме того, мы являемся единственным театром  в России, который осуществляет продажу билетов на гастрольные спектакли со своего сайта. Наши зрители имеют возможность увидеть схему зала любого театра, в котором выступает наша труппа. Так, например, мы недавно вернулись с гастролей из северной столицы, где выступали в зале Большого драматического театра имени Георгия Александровича Товстоногова. И только с нашего сайта было куплено около 300 билетов. Следующим этапом внедрения услуг театра во всемирную сеть, стал интернет-магазин. Новый инструмент  позволяет нашему зрителю, несмотря на его место жительства, полностью окунуться в мир татарского театрального творчества  и получить доступ  к богатому архивному материалу,  собранного за все время существования театра. Сегодня Камаловский театр лицензирует видеосъемки спектаклей в Министерстве Культуры России. Это дает нам исключительные права и возможность продавать видеопродукт. И теперь каждый желающий за определенную плату может скачать и посмотреть старый спектакль в самом высоком качестве в любое удобное время.  География пользователей интернет-магазина выходит далеко за пределы России. Это объясняется тем, что сегодня многие представители татарской нации  живут за границей – в Финляндии, Америке, Европе, но они также нуждаются в национальном искусстве. Мы же со своей стороны организовали для них эту возможность, так как театр им.Г.Камала всегда открыт и готов поделиться своим творчеством с каждым, кто проявляет интерес к татарскому театральному искусству.

- С 13 по 17 июня в Казани пройдет Международный театрально-образовательный форум-фестиваль «Науруз».  Какова география участников форума?

- На данный момент в форуме заявлены 30 театров из Татарстана, Казахстана, Туркменистана, Алтая, Башкортостана, Хакасии, Чувашии. Если в предыдущие годы форум был ориентирован только на тюркские национальные театры, то в этом году география участников расширилась и «Науруз» открывает свои двери для  театров из Калмыкии, Бурятии и Марий Эл. Хедлайнером форума этого года станет Национальный театр Венгрии (Будапешт), который представит на сцене театра им. Г.Камала спектакль «Бич Божий». Также ведущие педагоги со всех регионов России, стран СНГ и Европы проведут тренинги, мастер-классы, семинары по актуальным вопросам театрального искусства.

- В дальнейшем  Вы планируете делать какие-либо коммерческие проекты, спектакли, которые смогут принести театру заведомо хорошие деньги?

- В современных реалиях каждое действие  должно приносить прибыль. Однако, театр – это особая структура. Здесь на первом плане стоит  художественная и  эстетическая культура,- важнейшие составляющие духовного облика личности, и только потом коммерческая. Мы не можем просто удовлетворять потребности зрителя. Камаловский театр нацелен обучать своего зрителя, дарить знания и заставлять задуматься на актуальные проблемы  общества.

- Используете ли Вы какие-либо маркетинговые решения для привлечения нового зрителя?

- В честь 110-летия нашему театру мы организовали акцию «Обменяй старый билет на новый». Таким образом,  мы вызвали новую волну интереса у публики, а также обогатили музейный фонд театра. Также для учащихся вузов была организована «студенческая среда». В этот день они имели возможность приобрести билет с 50% скидкой.

- Какие задачи Вы ставите сегодня перед собой, как директор ведущего театра республики?

Наша основная задача - качественное оказание услуг, начиная с кассового зала. «Все для зрителей!» - это главный принцип работы нашего театра. Мы к своему зрителю относимся с большим уважением и, поэтому постоянно работаем над улучшением сервиса. Мы неоднократно  проводили акцию «Тайный покупатель». Просили нескольких человек, которые разговаривают на татарском, русском и английском языках, приобрести билеты в театр. Таким способом мы проверяли,  как их обслужили, как ответили на все вопросы, предложили ли наушники для перевода спектакля, показали ли, как ими пользоваться. После мы анализируем информацию, выявляем слабые места и совершенствуем свою работу.

- 22 апреля в театре им. Г.Камала состоялась премьера спектакля «В ожидании», режиссером и сценаристом которого является  Ильгиз Зайниев. Действие спектакля происходит в городской больнице. Герои – пары, ожидающие рождения ребенка. Казалось бы обычная бытовая история. В чем глубина спектакля?

-  Показать тонкости и детали  взаимоотношения  обычных людей,  в привычных для нас бытовых жизненных историях  – это и есть глубина любого  спектакля. Как правило, увидев со сцены ситуацию, которая тебе близка, ты сможешь сделать определенные выводы и возможно кардинально  изменить свою жизнь.

- Теперь хотелось бы немного поговорить именно о Вас. У вас актерское образование, вы учились у Марселя Салимжанова. Удалось поработать актером?

- Совсем немного. С первого курса все студенты Марселя Хакимовича были заняты в массовках спектаклей. Я тоже прошел через массовку, ездил с театром на гастроли. Во время учебы также подрабатывал внештатным журналистом. После мне предложили должность ведущего специалиста в Министерство культуры РТ. Этот опыт работы помог мне увидеть и понять  все проблемы театральной  сферы изнутри.  В своей профессиональной деятельности я пробовал силы и в других сферах. В 2005 году мне повелось поработать помощником министра связи и информатизации РТ. Проработав там больше года, я почувствовал, что полностью освоил данное направление деятельности и мое развитие приостановилось. В связи  с этим, принял решение оставить должность, так как  считаю, что  необходимо постоянно  вытаскивать себя из зоны комфорта, чтобы осваивать новые пространства. Так, например, для улучшения своих управленческих навыков я решил получить профессиональное бизнес-образование - и в 2013 году окончил MBA при Казанском Федеральном Университете. В родной театр я вернулся по приглашению  Шамиля Зиннуровича Закирова, занимающего  в то время должность директора, и главного режиссера театра Фарида Рафкатовича Бикчантаева. Он мне предложил должность заместителя директора по маркетингу. Вот с этого времени и начинается новый этап моей  деятельности в татарском театре, только  уже в качестве закулисного работника.

Юлия Абдуллина, журнал "Эксперт Татарстан", апрель 2016. 

0
Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра