Мэхэббэт fm / Мәхәббәт Fm
До начала осталось:
Мэхэббэт fm / Мәхәббәт Fm
00
дней
:
00
часов
:
00
минут
:
00
секунд

Салимжанов Марсель Хакимович

Заслуженный деятель искусств ТАССР – 1969, лауреат Государственной премии ТАССР им. Г.Тукая — 1971 (за постановку спектаклей «Угасшие звезды», «Американ», «Глубокие корни»), заслуженный деятель искусств РСФСР – 1975, лауреат Государственной премии РФ им. К.Станиславского — 1979 (за постановку спектакля «Старик из деревни Альдермеш»), народный артист РСФСР - 1980, народный артист СССР — 1984, Орден Дружбы народов - 1994, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» — 2001.

07.11. 1934 – 26.03.2002



Режиссер, педагог, общественный деятель. Родился в Казани в семье замечательных татарских актеров Хакима Салимжанова и Галии Нигматуллиной. От своих родителей он унаследовал беззаветную любовь к театру, трепетное отношение к его истории, традициям.

В 1952 году поступил на юридический факультет Казанского государственного университета, но ушел с последнего курса и продолжил образование на режиссерском факультете ГИТИСа им. А.В.Луначарского в Москве. Он учился у прекрасных педагогов - легендарных режиссеров, профессоров А.Лобанова и А.Гончарова.

После его окончания в 1962 году возвратился в Казань режиссером русского ТЮЗа. С 1966 по 2002 год — художественный руководитель и главный режиссер Татарского академического театра имени Г. Камала. С 1962 года — педагог Казанского театрального училища, с 1980 года – преподаватель  Казанского государственного института (ныне университет) культуры и искусств, с 1992 года — профессор, заведующий кафедрой актерского мастерства. Действительный член АН РТ (2001).

М.Салимжанов осуществил постановку 88 пьес национальной драматургии, отечественной и зарубежной классики, вошедших в золотой фонд Татарского академического театра им. Г.Камала. Среди них — «Американец», «Угасшие звёзды», «Казанское полотенце», «Голубая шаль» К.Тинчурина, «Беглецы», «Миркай и Айсылу» Н.Исанбета, «Старик из деревни Альдермеш» («Белая ворона»), «Колыбельная», «У совести вариантов нет», «Мужчины», «Зятья Гэргэри» Т.Миннуллина, «Три аршина земли» А.Гилязова, «Одна ночь» Б.Горбатова, «Нашествие» Л.Леонова, «Бесприданница», «Светит, да не греет» А.Островского, «Слуга двух господ» К.Гольдони, «Рождество в доме синьора Купьелло», «Суббота, воскресенье, понедельник» Э.де Филиппо, «Ясновидящий» З.Хакима и др.

Первый успех пришел к молодому режиссеру под знаком татарской классики, и прежде всего драматургии Карима Тинчурина, пьесы которого Салимжанов ставил очень свежо и зрелищно. Одновременно он привлек в театр молодых татарских драматургов. Особого внимания заслуживает их многолетний творческий тандем с драматургом Туфаном Миннуллиным. М.Салимжанов поставил 17 его пьес. Любимым русским драматургом Салимжанова был А.Островский. Он говорил: «За редким исключением пьесы Островского пришлись по душе татарскому зрителю. Может, оттого, что в существовании купеческого Замоскворечья и Казанской слободы, где в середине XIX столетия жили татары, и впрямь было много общего. И эта долгая жизнь по соседству повлияла на таинственное родство душ и сближение национальных характеров». После спектаклей М.Салимжанова, «Бешеные деньги», «Бесприданница», «Светит, да не греет», за А.Островским утвердилась слава «татарского драматурга».

Великая заслуга Марселя Салимжанова в том, что при нем Татарский академический театр стал стабильно посещаемым. От спектакля к спектаклю росло доверие к нему как творческому лидеру и самих камаловцев.

Своим беспрекословным авторитетом главный режиссер стремился, в первую очередь, оградить театр от идеологического давления, которое шло извне, ведь пик творческой формы Салимжанова как режиссера пришелся на самый глубокий застой в стране.

Не потеряли камаловцы зрителей и в начале 1990-х годов, когда большинство театров в стране влачило жалкое существование. В своих поисках режиссер опирался на актеров-щепкинцев, а также на мастеров камаловской сцены старшего поколения.

Марсель Салимжанов руководил Татарским академическим театром им. Г.Камала 36 лет. Это уникальный случай в истории национального театра. Неслучайно старейшая актриса татарского театра, последняя представительница знаменитой труппы «Сайяр» Фатыма Ильская на 50-летие М.Салимжанова подарила режиссеру кольцо Габдуллы Кариева, которое традиционно, как эстафета, передается самому достойному представителю национального театра, продолжателю его лучших традиций. Он создал театр, о котором заговорили в превосходных степенях. Его узнала и определила высокий статус не только сегодняшняя Россия и бывшие республики СССР, но и дальнее зарубежье – Финляндия, Германия, Турция. Камаловский театр стали называть лучшим театром тюркских народов мира. А Москва назвала Салимжанова – «режиссером – легендой».



Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей театра
Ошибка, введите корректный адрес
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!