В Казани к 80-летию Великой Победы Камаловский театр впервые представил премьеру для Большого зала нового здания. Это «Аналар улларын көтә»/«Матери ждут сыновей» (16+) по пьесе башкирского драматурга Асхата Мирзагитова. На сцене в основном артисты старшего поколения, а действие происходит 8 и 9 мая 1975 года.
В Казани к 80-летию Великой Победы Камаловский театр впервые представил премьеру для Большого зала нового здания. Это «Аналар улларын көтә»/«Матери ждут сыновей» (16+) по пьесе башкирского драматурга Асхата Мирзагитова. На сцене в основном артисты старшего поколения, а действие происходит 8 и 9 мая 1975 года.
Завтра — два праздника
В деревне грядет свадьба. Выходит замуж воспитательница детского сада Ильгиза (Алия Гарифуллина/Алина Мударисова) — это внучка Исламгали (Асхат Хисматов/Ильдус Ахметзянов). Ее избраннник — работник колхоза Фуат (Алмаз Бурганов), он — сын Тайфура (Минвали Габдуллин/Алмаз Сабирзянов). Подготовка идет своим чередом, только вот праздник назначили на 9 мая, и события, которые происходили более 30 лет назад, становятся поводом для обид и волнений.
Артисты обращаются друг к другу «сват», «старший сват», «сынок», «внучка», так что проще сказать, что все они здесь друг другу, если и не родственники, то близкие люди.
Тон задают четыре бабушки — Сафура (Алсу Гайнуллина), Хафаса (Фирая Акберова), Шафига (Зульфира Зарипова) и Бибисара (Рузия Мотыгуллина).
Среднее поколение женщин представляют Залифа (Венера Шакирова/Гульчачак Хамадинурова) и Гильминур (Ильсия Тухватуллина/Марьям Юсупова).
Бабушки одеты в длинные платья, камзолы, хаситэ, изю, словом, к празднику. Невестки носят советские цветастые платья, тот же ностальгический стиль у студенток (почти уже артисток труппы), которые играют подружек невесты, а также символизируют светлое и безмятежное будущее через танец (хореограф — Салима Аминова).
30 лет назад
Художник Сергей Скоморохов выстраивает на сцене ряд деревенских ворот, Тарас Михалевский заливает сцену магическим светом. Потому что действие происходит сейчас, но обращено в прошлое, постепенно разматывая вереницу конфликтов.
Вот Гильмияр (Фанис Сафин/Олег Фазылзянов) в очередной раз приходит к Гильминур. В войну он потерял кисти рук, работает маляром, а бывшая возлюбленная все ждет от него довоенной прыти, она ждала его семь лет, а вместо былого героя вернулся сломанный человек. Но Гильмияр больше боится отца, бывшего председателя Фарукшу (Ильдар Хайруллин).
Хафаса, которую все называют Чибәр-апай (красивая апа), ждет хоть каких-то вестей о пропавшем сыне Мирсалиме (Адель Равилов/Раиль Шамсуаров), и когда приходит сообщение о его награде, меняет наряд на платье-гимнастерку.
Главный же конфликт строится на судьбе Тайфура. В войну, после которой у него в груди остался осколок, он отправил на вражеский дзот односельчанина Яхъю (Ильсаф Назипов/Радиф Галимов). И тот из боя не вернулся. В этом до сих пор Тайфура винит, но хоть и неявно, мать Яхъи Бибисара.
А потому тени прошлого беспокоят героев и днем, а особенно — в ночь на 9 мая. В конце концов, Тайфур не сможет сдержаться и расскажет всю правду, что станет ударом для Бибисары. Но свадьбу отменить нельзя, потому что это — настоящее, ради него и творилось печальное прошлое.
При этом драматург чередует тревожные эпизоды светлыми. Вот мы узнаем, что связистка Залифа познакомилась с Тайфуром на фронте. Вот старики садятся на передний план и запевают «Озату»/«Прощание»: «Мин сагынсам, тәрәзә ачам, Син җил булып исәрсең»/«Если буду тосковать, открою окно, Ты будешь ветром веять». Вот появляется вечно молодой Мирсалим и мама может его наконец обнять.
Народная драма
Асхат Мирзагитов — уроженец Туймазинского района. Его пьесу в 16 лет поставили в школе, а 9 мая районная газета напечатала его стихотворение о победе. Выпускник Уфимского театрального училища и Московского литературного института, он работал актером, режиссером, заведующим отделом литературы театра, журналистом. 12 лет руководил журналом «Агыйдел», 15 лет возглавлял Союз писателей республики и 9 лет был председателем Верховного Совета БАССР.
За «Әсәләр көтәләр улдарын» в 1975 году Мирзагитов получил премию Салавата Юлаева. Это одно из его «народных» произведений — к примеру, в феврале пьесу ставили в Кигинском районном доме культуры.
Фарид Бикчантаев работает на сцене с актерами старшего возраста. Каждый из них, что называется, может в одиночку держать зал. Каждую реплику они начинают с почти незаметного междометия. В них всегда что-то клокочет, что-то надрывается. Поскольку здесь два состава, даже интересно посмотреть на две постановки. Любопытно, к примеру, как роль отца семейства играют 52-летний Минвали Габдуллин и 41-летний Алмаз Сабирзянов. У каждого из них есть свой проверенный стиль — и вот эта манера органично выходит на передний план.
Но здесь это верный тон, верная манера — и зритель доверяет этим актерам. Еще в начале года директор театра Ильгиз Зайниев подчеркивал, что Камаловский останется приверженцем традиций и, очевидно, Большой зал и будет посвящен таким работам.
К постановке Камаловский выпустил альбом с воспоминаниями о том, как его труппа проживала войну. О постановках, среди которых были и комедии, и драмы, написанные прямо по следам текущих событий (вроде «Минлекамал» Мирсая Амира 1943 года о жизни тыла). Об артистах, ушедших на фронт и не вернувшихся. О судьбе актрис, оставшихся сиротами. О спектаклях, которые посвящены этой теме.
«Матери ждут сыновей» — спектакль-рефлексия. Его основные герои обитают в условной советской деревне, быт в нее прорывается разве что в виде ящиков с овощами, которые носят Фуат с товарищами.
Роли для актеров, пришедших в последние годы, достаточно условны — они символизируют светлое будущее, их сюжетные арки коротки, а эмоции однозначны (к примеру, у крохотной Ильгизы есть только два чувства — это любовь к Фуату и страх из-за того, что свадьба расстроится). Живые молодые не говорят со старшими о войне, но мы-то понимаем, что у них впереди — еще 50 непростых лет, из которых может родиться еще немало прекрасных спектаклей. Вероятно, если бы Мирзагитов написал такую пьесу в 2025-м, она звучала бы совершенно иначе.
Фотогалерея
Персоналии
Бикчантаев Фарид Рафкатович - главный режиссер
Мотыйгуллина Рузия Һидиятулла кызы
Зарипова Зульфира Сафиевна
Гайнуллина Алсу Аскаровна
Хамадинурова Гульчачак Шамилевна
Хайруллин Ильдар Зиннурович
Габдуллин Минвали Габдельманнафович
Бурганов Алмаз Атласович
Акберова Фирая Бариевна
Хисматов Асхат Асадуллович
Ахметзянов Ильдус Ханифович